Каллиграфия для детей: советы по организации курса

Aвтор материала: Ольга Хвесько -
Руководитель ассоциации Pappagallino multilingue (Многоязычный попугайчик), занимающейся развитием детского мультилингвизма, учитель русского языка и литературы.
Эксперт: методика преподавания русского языка, билингвизм, многоязычие, лингвистика
Проект автора: Pappagallino multilingue

Анализируя статьи о пользе чистописания, я всегда задавалась вопросом: “Если каллиграфия – это такая нужная вещь, то почему о ней всегда забывают?”

Казалось бы, что проще –  учить ребёнка писать красиво. Но тут и начинается самое интересное!

Время! Где найти время?!

Если у тебя в классе 30 человек, урок длится 45 минут, то 15 минут уходит на то, чтобы усадить детей за парты, сделать перекличку и обратить на себя внимание, 15 минут  на проверку домашнего задания и 15 минут на объяснения нового материала. Главной целью становится: научить писать, учитывая, что родители, в большинстве своём, не очень-то и настаивают на каллиграфическом почерке.

Чтобы приучить к правильному письму, надо только одно – правильно писать. Долго и тщательно. А  сейчас так нельзя – надо быстро и весело. Поэтому урок проходит быстро и весело, а времени на нужное переписывание одной и той же буквы нет.

Во Франции, например, вообще изменили правила написания букв , чтобы дети прибывших из бывших колоний “новых французов”  быстрее адаптировались к латинскому письму.

Буквы начали писать снизу вверх и справа налево.

У нас в школе условия не такие жёсткие, поэтому в  языковых классах мы можем себе позволить экспериментировать. Главное, чтобы в  классах было не больше 10 человек.

Какой красивый почерк – Работайте с родителями!

У детей разный почерк, разная манера письма, разный уровень грамотности. Но читать сочинение в тетради, где нет помарок и ровный размеренный почерк, намного приятнее.

Не берем  случаи дисграфии (специфических недостатков письма, вызванные нарушением высших психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи), это проблема, требующая комплексной коррекционной работы не столько учителя, сколько невролога и логопеда.

В большинстве своём дети пишут с помарками и ошибками только потому, что не могут сосредоточится и заставить “свой мозг” писать. В нашем веке, чтобы усадить ребёнка писать, требуются неимоверные усилия со стороны родителей.

Именно родителей, потому что за те 45 минут мало что можно успеть, к сожалению. Но многие родители сейчас настроены на то, что всё должны сделать в школе на уроке.

Многим современным родителям хочется, чтобы ребёнок писал красиво, но они не всегда согласны с тем, что без повторений и монотонных “тренировок” ничего не получится. И конечно: “Правильно держать руку – это издевательство над природной анатомией ребёнка!”

Не слышали ещё такого от родителей?

Или “Пусть держит как хочет, главное, чтобы ему было удобно!”, “Почему именно так надо держать? Где это доказано? Раньше вон и левшей переучивали правой рукой писать, а теперь отстали. Скоро и от “правильного” держания ручки отстанут”.

Карандаш – перо – шариковая ручка

Когда вы, как учитель, понимаете, что время можно найти, когда родители поняли, что без них не обойтись, возникает вопрос: что делать? с чего начать?

В идеале начинать  надо было ещё в детском саду.

Чаще всего к нам приходят дети, у которых в голове есть чёткое представление о том, что писать надо ручкой.

  • убираем шариковые ручки.  Больше мы их не достаём  до конца года.
  • берём простой карандаш, лучше 2В, и начинаем писать буквы.

Письмо карандашом даёт возможность откорректировать силу нажатия на бумагу.

  • когда буквы запомнились и стали получаться, берём перья и чернила.

Чернила капают, перья не пишут… а они и не запишут, если правильно не взять перо в руки.

  • пишем однослоговые и двуслоговые слова, сразу в них и учимся соединять буквы между собой.
  • списываем простые предложения из сказок и стихотворений, которые разбираем на уроке.
  • обязательно в домашнее задание вносим Небольшие тексты для списывания.
  • устройте ежедневный конкурс на “лучший списанный текст”, но так, чтобы каждый ребёнок оказался с призом.

Каллиграфия – это искусство

Дети очень тяжело подходят к тому, что какие-то действия должны быть монотонными и повторяющимися.

Я не стала со своими учениками заниматься прописями и чистописанием –  с ними мы занимаемся каллиграфией.

Согласитесь, одно дело, когда тебе говорит: пойдём писать буквы, и совсем другое слышать, что ты идёшь рисовать буквы.

Каллиграфия – это искусство! А кому не хочется приобщиться к искусству?!

Чем мы занимается на уроках каллиграфии? Мы пишем.

  • пишем по каплям, когда учимся соединять слова.
  • пишем перьями, когда уже совсем уверены, что все буквы нам знакомы.
  • пишем кистями. Настоящими китайскими кистями и тушью.
  • перьями мы и рисуем, создавая свои подписи и монограммы.

Не каллиграфией единой

Никто не говорит, что основная цель – это переписывание. Нужно ещё и орфографию повторять.

  • разбирая определённые буквы, мы проговариваем звук и находим способ вывести из “за руку” в сильную позицию” и/или в ударный слог.
  • играем в слова – расширяем словарный запас.
  • рисуем иллюстрации к сказкам, которые разбираем на уроке.
  • делаем свои книги, оформляя их и прописывая в них текст.

Книги-трёхстранички –  очень полезная форма работы.

Во-первых, ученик видит конкретный результат своей работы.

Во-вторых, при записи текста в книжку, мы может отработать орфографию и пунктуацию.

В-третьих, ученик развивает фантазию и фантазировать по теме – это дает возможность мыслить направленно.

Как организовать курс каллиграфии?

  • Сформулируйте цель курса. Это самое главное. Вы не сможете сделать хороший курс, если не поймёте “Зачем?”.
  • Определитесь, сколько часов вы готовы посвятить красивому письму.

Идеально – около 40 часов.

  • Напишите примерный план: что за чем идёт, какие средства для переключения внимания будете использовать – это один из самых важных моментов.

Писать 2 часа к ряду сложно даже взрослому, значит с детьми надо будет писать с перерывами на полезный отдых. Например, положили карандаши и взяли кисти. Рисуем красивый цветок с петлями – вот отработка связей букв в слове.

  • Подготовьте все материалы для стажа. Не надейтесь на то, что родители принесут вам кисти и перья. После таких надежд обычно остаётся пара детей с широко раскрытыми глазами: “Мне мама не купила” и “Я забыл”.

Решите финансовый вопрос заранее. Соберите деньги с родителей или, что труднее, но увлекательнее, выпросите деньги у директора школы.

  • Если вы планируете сделать подобный стаж во время учебного процесса – перераспределите расписание.

Соберите в один день больше уроков русского языка и развития речи, а математику оставьте на то время, когда каллиграфия будет усвоена.

С другой стороны, можно ввести элементы каллиграфии и на уроке математики, не бойтесь экспериментировать.

  • Усадите детей так, чтобы вам было максимально комфортно наблюдать за каждым ребёнком. Передвиньте парты, если это нужно – дети только обрадуются. Не давите на детей своими знаниями. Выслушайте то, что говорит ребёнок. Вам не сложно, а ребёнок поймёт, что его мнение уважают – вам в итоге понравится обмениваться мнениями и взглядами с детьми. Это трудно, но очень важно. Хвалите их, но не переусердствуйте. Говорите, как здорово у них получается, но поясняйте, где нужно поправить. И, конечно, следите за тем, как они держат руку, бумагу и карандаш.
  • Помните о том, что результат должен видеть сам ребёнок. Вы и родители можете увидеть, что ребёнок стал лучше и ровнее писать, но для большинства детей – это не результат.

Результат – это то, что можно показать другим. Делайте рисунки – это помогает контролировать движение руки, летите из глины – это развивает моторику, соберите мозаику – это развивает терпение. Всё это немного отвлечёт детей и даст наглядный результат. Сделайте азбуку из глины, создайте книгу, склейте мозаику-монограмму – рядом с чистописанием много всего интересного, чем можно с пользой передохнуть от написание букв и слов.

Вывод: начните создавать свой стаж только тогда, когда вы сами этого действительно захотите. Иначе ничего интересного не получится. Удачи вам!

Статьи по теме

2 thoughts on “Каллиграфия для детей: советы по организации курса

  1. Благодарю за статью! Хоть что-то по детской каллиграфии 🙂
    Хочу своих детей познакомить с этим, растерялась в мире перьев и вообще инструментов. Подскажите пожалуйста, какие конкретно подойдут новичку-каллиграфисту 7-11 лет? Хочется именно пером (сама писала лет 20 перьевыми ручками – ощущения совсем другие). И во что макать? Есть чернила, а есть тушь, а есть еще какая-то жидкость в баночках. Рядом с нами нет кружка по каллиграфии, а то раз сводила бы, посмотрела воочию что это и как и разобралась/сориентировалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *