Особенности детей “группы риска”. Как сделать урок максимально продуктивным для таких детей. Методические рекомендации и конкретные примеры.
Понятие “группы риска” или “детей группы риска” определено не достаточно четко.
Дети “группы риска” – кто они?
К этой группе относят детей, которые в силу психической или физической ослабленности и психосоциальной запущенности характеризуются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, склонны к патологическим реакциям на перегрузки, имеют недостаточно развитые (по сравнению со сверстниками) адаптационные механизмы.
Например, это могут быть школьники, имеющие проблемы в учебе, с неустойчивым вниманием, неуравновешенной психикой (преобладают процессы возбуждения или, наоборот, торможения), с определенным интеллектуальным или физическим отставанием от ровесников.
Особенности детей группы риска
- логическое мышление связано с формированием всех остальных психических функций.
- память у таких детей наглядно-образная или наглядно-действенная.
- плохо усваиваются абстрактные понятия, метафоры, слова с отвлеченным смыслом.
- операции анализа и синтеза текста сильно затруднены.
- проблемы с переводом внешней речи во внутреннюю.
- внимание неустойчивое, память работает только при эмоциональном подкреплении.
- плохо развита речь, а значит наблюдаются проблем в процессе ее создания.
Пример
Особенности речи: каждое новое предложение присоединяется в речи с помощью союза “и”, делается много пауз. Паузы заполняются словами “как бы”, “вот”, “значит”. Часто речь учителя просто не воспринимается и не слышится. Ребенок не различает восклицательные и вопросительные предложения.
Рекомендации по проведению занятий с детьми группы риска
Деятельностный подход
Применять деятельностный подход (ролевые игры, рисование, инсценировка). Много работать устно. Так как такие дети – кинестетики, то основное включение должно проходить именно через движение и эмоции с обязательным аудиальным и визуальным подкреплением.
Пример
Ученики слушают стихотворение, которое читает учитель, и пластически изображают содержание (мимически рассказывают), одновременно повторяя и проговаривая текст, рисуют, делают подписи к изображениям, отвечают на вопросы учителя, сами задают друг другу вопросы по тексту, читают текст, участвуют в проигрывании миниспектаклей, затем анализируют их. После такой работы над стихотворением дети легко усвоят его содержание, а дома смогут выучить текст наизусть.
Постепенное углубление содержания цикла уроков
Сначала обсуждается сюжет и содержание какого-либо текста, в котором описывается актуальная для детей проблема, а затем разбираются похожие коллизии в жизни известных литературных героев.
Пример
Ученики помогают, Карлсону, Герасиму из рассказа И.С. Тургенева “Муму”, маленькому мальчику из “Детства” Л.Н. Толстого, решить сложные ситуации в процессе ролевой игры. Потом делятся друг с другом аналогичными случаями из жизни и советуют одноклассникам, как лучше разрешить ту или иную проблему. Только после этого может проигрываться реальная, “откорректированная” литературная ситуация. Очень важно, чтобы учитель “на равных” участвовал в играх и инсценировках детей, давая им, таким образом, возможность, чувствовать себя свободно и раскованно на уроке.
Возможность выбора
Желательно, чтобы ни на один вопрос урока не давалось бы готового и категорического ответа, необходимо постоянно подчеркивать выбор возможностей в зависимости от конкретной ситуации. Учитель для детей не владеет истиной в последней инстанции.
Например
Урок может строиться в соответствии с пожеланиями учеников: “Какие стихи мы будем сегодня рассказывать?”, “На какую тему мы будем писать сегодня сочинение?”
Использование загадок и ребусов
Использовать на уроке ребусы, кроссворды, загадки, чтобы развитие мышления осуществлялось от естественного для детей группы риска, конкретного, предметно-образного, к абстрактному мышлению.
Примеры
Например, в начале занятия по литературе можно загадать следующие загадки:
Короткая фраза, где звуки похожи.
Ее мы частенько промолвить не можем.
Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.
Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)
***
Автор пишет его сразу
После повести, рассказа.
Подводя всему итог,
Мы читаем… (Эпилог)
***
Ответьте без сомнения:
То дрампроизведение,
В театре постановки,
Слова все по ролям…
Обычно стиль классический.
Оно знакомо вам? (Пьеса)
На занятии по русскому языку можно предложить запомнить редкие новые слова с помощью рифмы (см. материал в книге И.Б. Голуб “Трудности русской орфографии”):
Менуэт
Вот пара! Мэр наш и дуэнья
Танцуют в зале менуэт…
Дуэт красив, их силуэты
Готов в стихах воспеть поэт.
Изящна, словно статуэтка,
Дуэнья сядет в фаэтон.
Маэстро скажет тихо: “Детка,
Признаюсь вам, я в вас влюблен!”
Так же это стихотворение можно использовать на занятии по риторике в качестве артикуляционной разминки (послоговое проговаривание и декламация).
Пример кроссворда по литературе: просим детей отгадать и по аналогии составить свой.

Позитивная обстановка
Поддерживаем позитивную эмоциональную обстановку в классе во время занятия. То есть запрещаем только то, что может навредить детям.
Например, запрет можно формулировать следующим образом: “В классе нельзя кричать, потому что это мешает другим детям!”
А разрешения можно стимулировать ответственностью, например, “Можно…?” учитель отвечает: “А сам как ты думаешь?” и получает вполне обоснованный ответ.
Таким образом, речевое обучение детей группы риска без решения их психологических проблем может быть малоэффективным.
Авторы: Г.Е, Соколова, Л.Г. Шарликова