Как организовать работу с детьми группы риска на занятиях по русскому языку и литературе?

Особенности детей “группы риска”. Как сделать урок максимально продуктивным для таких детей. Методические рекомендации и конкретные примеры.

Понятие “группы риска” или “детей группы риска” определено не достаточно четко.

Дети “группы риска” – кто они?

К этой группе относят детей, которые в силу психической или физической ослабленности и психосоциальной запущенности характеризуются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, склонны к патологическим реакциям на перегрузки, имеют недостаточно развитые (по сравнению со сверстниками) адаптационные механизмы.

Например, это могут быть школьники, имеющие проблемы в учебе, с неустойчивым вниманием, неуравновешенной психикой (преобладают процессы возбуждения или, наоборот, торможения), с определенным интеллектуальным или физическим отставанием от ровесников.

Особенности детей группы риска

  • логическое мышление связано с формированием всех остальных психических функций.
  • память у таких детей наглядно-образная или наглядно-действенная.
  • плохо усваиваются абстрактные понятия, метафоры, слова с отвлеченным смыслом.
  • операции анализа и синтеза текста сильно затруднены.
  • проблемы с переводом внешней речи во внутреннюю.
  • внимание неустойчивое, память работает только при эмоциональном подкреплении.
  • плохо развита речь, а значит наблюдаются проблем в процессе ее создания.

Пример

Особенности речи: каждое новое предложение присоединяется в речи с помощью союза “и”, делается много пауз. Паузы заполняются словами “как бы”, “вот”, “значит”. Часто речь учителя просто не воспринимается и не слышится. Ребенок не различает восклицательные и вопросительные предложения.

Рекомендации по проведению занятий с детьми группы риска

Деятельностный подход

Применять деятельностный подход (ролевые игры, рисование, инсценировка). Много работать устно. Так как такие дети – кинестетики, то основное включение должно проходить именно через движение и эмоции с обязательным аудиальным и визуальным подкреплением.

Пример

Ученики слушают стихотворение, которое читает учитель, и пластически изображают содержание (мимически рассказывают), одновременно повторяя и проговаривая текст, рисуют, делают подписи к изображениям, отвечают на вопросы учителя, сами задают друг другу вопросы по тексту, читают текст, участвуют в проигрывании миниспектаклей, затем анализируют их. После такой работы над стихотворением дети легко усвоят его содержание, а дома смогут выучить текст наизусть.

Постепенное углубление содержания цикла уроков

Сначала обсуждается сюжет и содержание какого-либо текста, в котором описывается актуальная для детей проблема, а затем разбираются похожие коллизии в жизни известных литературных героев.

Пример

Ученики помогают, Карлсону, Герасиму из рассказа И.С. Тургенева “Муму”, маленькому мальчику из “Детства” Л.Н. Толстого, решить сложные ситуации в процессе ролевой игры. Потом делятся друг с другом аналогичными случаями из жизни и советуют одноклассникам, как лучше разрешить ту или иную проблему. Только после этого может проигрываться реальная, “откорректированная” литературная ситуация. Очень важно, чтобы учитель “на равных” участвовал в играх и инсценировках детей, давая им, таким образом, возможность, чувствовать себя свободно и раскованно на уроке.

Возможность выбора

Желательно, чтобы ни на один вопрос урока не давалось бы готового и категорического ответа, необходимо постоянно подчеркивать выбор возможностей в зависимости от конкретной ситуации. Учитель для детей не владеет истиной в последней инстанции.

Например

Урок может строиться в соответствии с пожеланиями учеников: “Какие стихи мы будем сегодня рассказывать?”, “На какую тему мы будем писать сегодня сочинение?”

Использование загадок и ребусов

Использовать на уроке ребусы, кроссворды, загадки, чтобы развитие мышления осуществлялось от естественного для детей группы риска, конкретного, предметно-образного, к абстрактному мышлению.

Примеры

Например, в начале занятия по литературе можно загадать следующие загадки:

Короткая фраза, где звуки похожи.

Ее мы частенько промолвить не можем.

Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.

Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

***

Автор пишет его сразу

После повести, рассказа.

Подводя всему итог,

Мы читаем… (Эпилог)

***

Ответьте без сомнения:

То дрампроизведение,

В театре постановки,

Слова все по ролям…

Обычно стиль классический.

Оно знакомо вам? (Пьеса)

На занятии по русскому языку можно предложить запомнить редкие новые слова с помощью  рифмы (см. материал в книге И.Б. Голуб “Трудности русской орфографии”):

Менуэт

Вот пара! Мэр наш и дуэнья

Танцуют в зале менуэт

Дуэт красив, их силуэты

Готов в стихах воспеть поэт.

Изящна, словно статуэтка,

Дуэнья сядет в фаэтон.

Маэстро скажет тихо: “Детка,

Признаюсь вам, я в вас влюблен!”

Так же это стихотворение можно использовать на занятии по риторике в качестве артикуляционной разминки (послоговое проговаривание и декламация).

Пример кроссворда по литературе: просим детей отгадать и по аналогии составить свой.

Кроссворд. 7 класс

Позитивная обстановка

Поддерживаем позитивную эмоциональную обстановку в классе во время занятия. То есть запрещаем только то, что может навредить детям.

Например, запрет можно формулировать следующим образом: “В классе нельзя кричать, потому что это мешает другим детям!”

А разрешения можно стимулировать ответственностью, например, “Можно…?” учитель отвечает: “А сам как ты думаешь?” и получает вполне обоснованный ответ.

Таким образом, речевое обучение детей группы риска без решения их психологических проблем может быть малоэффективным.

 

Авторы: Г.Е, Соколова, Л.Г. Шарликова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *