Урок внеклассного чтения по русскому языку как особый тип урока

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
Эксперт: филология, межкультурная коммуникация

Обучение русскому языку в современной школе предъявляет новые требования к организации учебного процесса и формам, методам, приёмам учебной деятельности.

Несмотря на то что сама методика организации внеклассной работы в среднем звене исследована достаточно полно и продуктивно, вопросы организации системы развивающего занимательного чтения по русскому языку оставались либо на периферии, либо вне внимания учёных методистов, в отличие от классических уроков внеклассного чтения по литературе или уроков внеклассного чтения по русскому языку в начальной школе, являющихся по сути тем же самым литературным чтением.

Внеклассное чтение по русскому языку может рассматриваться и как одна из форм проведения внеклассной работы по предмету (как правило, разовая, несистемная), и (предпочтительно) как особый тип урока, включённый в систему обучающих уроков русского языка в среднем и старшем звене, повторяющийся с регулярной последовательностью (1–2 раза в четверть после изучения темы/раздела) по определённой программе.

Как выбирать книги?

  • то, что по силам в конкретном возрасте.
  • занимательность.
  • соответствие программе.
  • жанровое и тематическое разнообразие.
  • языковая образцовость.
  • принцип индивидуальности.

По содержанию на уроки внеклассного чтения по русскому языку рекомендуются книги, дополняющие и углубляющие программный материал, и книги, непосредственно не связанные с программным материалом, но расширяющие общий кругозор учащихся

Рекомендуемая литература

Для 5-6 классов: Казанский Б.В. В мире слов; Казанский Б.В. Приключения слов; Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии; Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения.

Для 7 класса: Колесов В.В. История русского языка в рассказах; Шанский Н.М. Лингвистические детективы.

Для 8-9 классов:   Колесов В.В. Гордый наш язык; Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии; Успенский Л. Слово о словах; Костомаров В.Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей; Чуковский К.И. Живой как жизнь.

В старшей школе (в том числе для подготовки к ГИА и ЕГЭ) целесообразно привлечь книги: Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы; Крысин Л.П. Жизнь слова: Книга для учащихся старших классов; Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика; Бурлак С.Д. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы.

Научно-популярные произведения:

Барашков В.Ф. А как у вас говорят?; Брагина А.А. Русское слово в языках мира; Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным: книга для учащихся старших классов; Голанова Е.И. Как возникают названия; Гольдин В.Е. Речь и этикет; Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике; Земская Е.А. Как делаются слова; Кодухов В.И. Рассказы о синонимах; Кондратов А.В. Земля людей – земля языков; Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира; Лопатин В.В. Рождение слова; Максимов В.И. К тайнам словообразования: книга для внеклассного чтения в 8–11 классах; Мокиенко В.М. В глубь поговорки; Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии; Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий; Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?; Сергеев В.Н. Новые значения старых слов: книга для внеклассного чтения учащихся 8–10 кл. средней школы; Чуковский К. От двух до пяти.

Неотъемлемой частью системы уроков внеклассного чтения по русскому языку должны стать уроки, посвящённые словарям русского языка, и в первую очередь «Словарю живого великорусского языка» В.И.Даля.

Трудности при подборе книг для уроков внеклассного чтения по русскому языку заключаются в том, что большинство книг рассчитано на учащихся старших классов и содержит лингвистическую терминологию, не всегда понятную школьникам младшего возраста.

Уроки внеклассного чтения в начальной школе

По структуре уроки внеклассного чтения, с одной стороны, относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей… Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним на протяжении недели или двух.

Уроки внеклассного чтения в средней и старшей школе

Уроки внеклассного чтения по русскому языку в среднем и старшем звене средней школы должны носить прежде всего исследовательский характер, пробуждать пытливую мысль учащихся, знакомить их с языком как отражением народной ментальности.

По форме это могут быть уроки комментированного чтения, уроки-проекты, уроки-презентации прочитанной книги, уроки-исследования, уроки-открытия и т.п.

Подготовительная работа к уроку внеклассного чтения

I. «Пропаганда» книги, создание мотивации к чтению.

II. Постановка конкретной речевой задачи (установки), которую учащиеся должны выполнить, прочитав книгу. Следует создать вопросник.

«Вопросник» по книге – список вопросов, на которые школьники отвечают по мере прочтения книги.

Например, при чтении книги К.И.Чуковского «Живой, как жизнь» учащиеся должны письменно ответить на вопросы:

  • какое значение имело раньше выражение зачитать книгу?
  • кого раньше называли ребятами?
  • почему К.И.Чуковского насторожило слово обратно?
  • кто лакомился кавардаком?
  • когда жена и дети не назывались семьёй?
  • из какого языка пришло слово котлета?

Количество предваряющих вопросов (в зависимости от содержания книги и планируемой работы на уроке) может быть от трёх до 15-20. При организации проектной деятельности учащихся формулируются темы проекта («История слова — отражение истории народа», «Энциклопедия одного слова» и др.), организуется сбор материала по книге.

III. Учет прочитанного, ведение читательского дневника.

IV. Контроль прочитанного со стороны учителя и индивидуальная помощь.

Элементы урока

  • знакомство с научной, просветительской, писательской деятельностью автора книги.
  • организация урока по принципу: от слова и словосочетания к предложению, тексту и самостоятельной творческой работе учащегося;
  • обязательный компонент урока – словарная работа, составление своеобразной «энциклопедии» слова.
  • беседа по содержанию книги с одновременным лингвистическим анализом представленного в ней материала;
  • самостоятельная (групповая, парная, командная) работа над проблемами, поставленными в книге.

Большое внимание на уроках внеклассного чтения следует уделять формированию лингвокультуроведческой компетенции. Если культуроведческая компетенция предполагает владение русским речевым этикетом, осознание национально-культурной специфики русского языка, а именно:

знание наименований предметов и явлений традиционного русского быта, традиций, национальных игр, обрядов, обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества), знание русских невербальных средств общения (мимики, жестов),

то лингвокультуроведческая компетенция – это система знаний о культуре, воплощённая в национальном языке, и комплекс умений по оперированию этими знаниями.

Сопоставительный анализ ключевых понятий русской культуры позволит учителю и учащимся не только проникнуть в тайны русской ментальности, отражённые в языке и тексте, но и сделать познавательный процесс целенаправленным, осмысленным и интересны.

Урок внеклассного чтения по русскому языку как новая форма организации учебной работы содержит в себе ещё недостаточно исследованный потенциал для формирования личности школьника, приобщения его к научно-исследовательской работе, информационному поиску, научному творчеству.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *