Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.
Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.
Возможно, вам будет интересен вебинар “Упражнения по увеличению скорости чтения”
На мой взгляд, среди приемов, способствующих формированию стратегий смыслового чтения, особое внимание надо уделить заданиям, развивающим механизм прогнозирования (антиципации):
- прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу;
- восстановление в тексте пропущенных частей;
- составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка.
Антиципация (anticipatio) – предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.
На современном уроке литературного чтения антиципация применяется во время чтецких разминок, для формулирования темы урока на основе ориентировки в книгах, на этапе подготовки к восприятию литературного произведения или его части, в ходе первичного восприятия текста.
Формирование данного умения происходит поэтапно:
- предварительные упражнения;
- учим отвечать на прямые вопросы текста;
- учащиеся сами задают вопросы (почему?);
- поиск скрытых вопросов и ответы на них;
- проверка себя по тексту (задача данного этапа – находить ответ в тексте и проверять свои предположения);
- учим прогнозировать, домысливать текст;
- подключение воображения;
- работа с текстом в режиме диалога по опорным сигналам: В – задай вопрос автору; О – ответь; П– проверь себя; З – сделай свой «прогноз»,предположение.
Обучение начинаем с маленьких текстов.
Освоение приёма антиципации продолжается на протяжении всего периода обучения. При этом наращивается сложность
предлагаемых для работы текстов и уровень сложности заданий к ним.
Этапы подготовительной работы:
- Словарная работа.
Учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют ученики, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию.
Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция
- Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей
при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию и
новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений
детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.
Например, работа по рассказу К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»
-
-
-
- Мы готовим детей к восприятию литературного произведения, предлагаем прочитать фамилию автора рассказа, заглавие произведения, высказать свои предположения о героях, о содержании рассказа, поделиться своими ожиданиями.
- Затем, после прочтения первые 6 строк, задаем вопрос: «Что хочется спросить у автора?» Возможные вопросы учащихся: «Почему старик ничего не заказывал? Почему сидел понуро? Почему был с собакой?»
- Мы обращаемся к детям: «Как бы вы ответили на эти вопросы? Выскажите свои предположения».
- Затем предлагаем прочитать продолжение рассказа: «Что произойдет дальше?» (Читаем небольшой фрагмент до того момента, когда собачка начинает у посетителей выпрашивать еду.)
- Делим класс на группы. Одна группа придумывает веселое продолжение рассказа, другая – грустное, третья – фантастическое, главная задача – представить себе возможный результат действия до его осуществления. Затем группы обмениваются своими сочинениями.
- Учитель предлагает следующее задание: «А теперь прочитайте рассказ до конца и посмотрите, как эту историю закончил автор». В результате учащиеся читают рассказ до конца и проверяют свои прогнозы.
-
-
Целесообразно использование антиципации на разных структурных этапах урока литературного чтения для такой организации процесса обучения, при которой школьники постепенно и последовательно овладевают позицией субъектов учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока литературного чтения.
Считаю, что данный прием – важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением.
Другие статьи автора
- 4 приема работы с историческими понятиями
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- Два вида учебных вебинаров
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
- 5 словесных и лингвистических игр на занятиях по русскому языку
- Полезно знать: основные виды дисграфии
- Психологические и риторические приемы эффективного общения с обучающимися