От антиципации к смысловому чтению: этапы работы с текстом

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.
Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Возможно, вам будет интересен вебинар “Упражнения по увеличению скорости чтения”

На мой взгляд, среди приемов, способствующих формированию стратегий смыслового чтения, особое внимание надо уделить заданиям, развивающим механизм прогнозирования (антиципации):

  • прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу;
  • восстановление в тексте пропущенных частей;
  • составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка.

Антиципация (anticipatio) – предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.
На современном уроке литературного чтения антиципация применяется во время чтецких разминок, для формулирования темы урока на основе ориентировки в книгах, на этапе подготовки к восприятию литературного произведения или его части, в ходе первичного восприятия текста.

Формирование данного умения происходит поэтапно:

  • предварительные упражнения;
  • учим отвечать на прямые вопросы текста;
  • учащиеся сами задают вопросы (почему?);
  • поиск скрытых вопросов и ответы на них;
  • проверка себя по тексту (задача данного этапа – находить ответ в тексте и проверять свои предположения);
  • учим прогнозировать, домысливать текст;
  • подключение воображения;
  • работа с текстом в режиме диалога по опорным сигналам: В – задай вопрос автору; О – ответь; П– проверь себя; З – сделай свой «прогноз»,предположение.

Обучение начинаем с маленьких текстов.

Освоение приёма антиципации продолжается на протяжении всего периода обучения. При этом наращивается сложность
предлагаемых для работы текстов и уровень сложности заданий к ним.

Этапы подготовительной работы:

  • Словарная работа.

Учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют ученики, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию.
Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция

  • Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей
    при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию и
    новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений
    детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

Например, работа по рассказу К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»

        • Мы готовим детей к восприятию литературного произведения, предлагаем прочитать фамилию автора рассказа, заглавие произведения, высказать свои предположения о героях, о содержании рассказа, поделиться своими ожиданиями.
        • Затем, после прочтения первые 6 строк, задаем вопрос: «Что хочется спросить у автора?» Возможные вопросы учащихся: «Почему старик ничего не заказывал? Почему сидел понуро? Почему был с собакой?»
        • Мы обращаемся к детям: «Как бы вы ответили на эти вопросы? Выскажите свои предположения».
        • Затем предлагаем прочитать продолжение рассказа: «Что произойдет дальше?» (Читаем небольшой фрагмент до того момента, когда собачка начинает у посетителей выпрашивать еду.)
        • Делим класс на группы. Одна группа придумывает веселое продолжение рассказа, другая – грустное, третья – фантастическое, главная задача – представить себе возможный результат действия до его осуществления. Затем группы обмениваются своими сочинениями.
        • Учитель предлагает следующее задание: «А теперь прочитайте рассказ до конца и посмотрите, как эту историю закончил автор». В результате учащиеся читают рассказ до конца и проверяют свои прогнозы.

Возможно, вам будет интересен курс “Смысловое и функциональное чтение: создаем систему упражнений для работы на уроке”

Целесообразно использование антиципации на разных структурных этапах урока литературного чтения для такой организации процесса обучения, при которой школьники постепенно и последовательно овладевают позицией субъектов учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока литературного чтения.
Считаю, что данный прием – важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *