Саммари: Бернард Феррари “Умение слушать”

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Самый распространенный миф, что говорение требует больших усилий, чем слушание. Однако автор уверен, что в процессе слушания сжигается больше калорий, чем в ходе говорения.

Активное слушание – это участие в разговоре, даже если вы при этом молчите.

Активное слушание  – это критически важное умение

  • Слушание имеет свое предназначение. Вступая в разговор, каждый преследует свои цели.
  • Слушание требует управления. Если вы слушаете, то следует фильтровать потом информации, который к вам поступает.
  • Слушание требует полной сосредоточенности и деятельного участия. Следует заострить внимание на содержании разговора, задавать правильные вопросы, вовремя делать паузы.
  • Слушание – это начальный этап принятия решения. Способ сбора информации для суждений, которые вам нужно сформировать.

К какой категории слушателей вы относитесь?

Существует шесть самых распространенных архетипов плохих слушателей, но ни один из них не встречает  в чистом виде.

Упрямец

Суть: слушает других только чтобы понять, совпадает ли его мнение с мнением других. Поэтому собеседники теряются, так как любые идеи коллег, даже самые стоящие, будут им отвергнуты.

“Когда я захочу узнать ваше мнение, я сам вам расскажу, в чем оно состоит”

Этот тип слушателя часто начинает свою речь словом: “Послушайте!”, а заканчивает риторическим “Так ведь?”

Брюзга

Сразу уверен, что ваши мысли сущий бред.

Он может по-разному выражать свое недовольство: “Ну и чушь ты несешь!”, “Глуп ты, приятель”, “И как тебе могло прийти в голову, что я соглашусь с этой чепухой?”.

Предвосхитители

Их пространные речи и каверзные вопросы несут только одно – загнать собеседника в угол.

Абсолютно односторонняя коммуникация и не самый подходящий метод решения вопросов. Бесконечные разглагольствования и манера задавать риторические вопросы с намеками на определенные ответы.

Долдон

Словоохотлив, но создает проблемы не так явно. Со стороны кажется, что он вовлечен в диалог, но стоит прислушаться, то замечаешь, что он не способствует его продвижению.

Его цель – не заострить внимание на проблеме, а упрочить собственную позицию или переиначить ваше мнение. Долгое “пережевывание” какой-либо темы.

Всезнайка

Фонтанирует идеями на тему решения проблемы еще до того, как участники разговора придут к единому мнению относительно самой ее сути. Это значит, что он уже перестал слушать.

Отчаянно пытается произвести впечатление своей сообразительностью и смекалкой.

 

Все эти архетипы неэффективны именно потому, что много говорят. И заняты тем, чтобы донести информацию, лишая себя возможности принимать ее.

Притворщик

Он уже принял решение, его не интересует, что вы хотите сказать.

 

С жестами и мимикой все в порядке – вы уверены, что он глубоко вникает в проблему. Он выслушивает всех, но не вникает ни во что.

Уважайте собеседника

Главное предназначение – указать собеседнику путь, который приведет его к ответу, хотя, вполне возможно, что он его знает, но не видит.

Если я беседую с человеком, который тридцать лет продавал двигатели, то обязан уважать его осведомленность в этом вопросе, но тем не менее понимаю, что проблема, с которой он пришел, кроется где-то в недрах его профессиональных знаний.

Не ограничивайте коллег рамками должностей, так как озарение приходит из самых неожиданных источников.

Держите язык за зубами

Правило 80/20.

Мой собеседник должен говорить 80%, а я – 20%.

Задавайте вопросы, а не излагайте свою точку зрения.

Если вам попадется хороший слушатель, то у вас будет разговор только по делу и очень короткий.

Хороший слушатель, путем наводящих вопросов, способен направить разговор в нужное русло, и не только, чтобы получить желаемый результат, но и чтобы ничего не пропустить.

Подчиненные всегда будут делиться с вами мыслями, если вы их будете внимательно слушать.

Прежде чем заговорить спросите себя: заставит ли моя реплика собеседника углубиться в тему, привести больше подробностей?

Не рассматривайте смысловую паузу в конце произнесенного собеседником предложения как сигнал, что он закончил говорить и ждет ответных слов.
Из поощрительных реплик самая удачная: “Расскажите об этом подробнее”. 

Куда потратить  20% слушателя?

Основное правило: облекать свою реплику в форму вопроса.

  • Если я не согласен с мнением говорившего, я придам своему вопросу уточняющий характер.
  • Если хочу углубить обсуждаемую тему, то спрошу не рассматривал ли собеседник с другой точки зрения.
  • Если не устраивает направления разговора, переводим с помощью вопроса в другое русло.

Примерный список вопросов для вступления в обсуждение:

  • Нужны ли мне дополнительные уточнения?
  • Хочу ли я узнать больше о том, что мы обсуждаем сейчас, или о предыдущей теме разговора?
  • Нужен ли мне общий анализ вопроса или лучше сосредоточиться на одном аспекте?
  • Хочу ли я направить обсуждение в иное русло?
  • Хочу ли высказать контраргумент?
  • Хочу ли я закончить разговор?

Не принимайте на веру ни одного предположения

Нередко мы совершаем одну и ту же ошибку: позволяем своим предубеждениям накладывать отпечаток на каждый обмен мнениями и любую попытку познакомить нас с новыми идеями.

Предубеждения:

  • статус кво – склонность человека подсознательно сопротивляться переменам
  • стадный инстинкт – подстройка под взгляды окружающих.
  • эффект ложного консенсуса – переоценка степени, в какой другие разделяют наши впечатления.
  • самонадеянность
  • гедоническое привыкание – мы не можем оценить неудовольствием, которые несут перемены.

Следует применять методику смены исходного посыла, чтобы посмотреть как трансформируются решения. Дискуссия переходит в гипотетическую область и начнут без риска оспаривать собственные допущения.

Сконцентрируйтесь

Фокус бывает:

  • интеллектуальный – мешает поток информации, проекты, текущие дела.

Компартментализация – уделяем проблеме столько времени, сколько нужно, а потом откладываем в сторону.

  • эмоциональный – процесс разъединения эмоций и сути разговора, то есть расстыковка.

Если чувствуете, что не можете сосредоточиться, то отложите разговор до лучших времен.

От хаоса к системе

Методики, которые помогут извлекать максимум пользы из услышанного:

  • определять, о чем идет речь.
  • уметь выделить значимую информацию из любого разговора.
  • направлять ход разговора, чтобы гарантированно получить всю полезную информацию.
  • представлять себе, как систематизировать добытую информацию.
  • рассортировать данные, чтобы закрепить их в памяти и при необходимости быстро применить.

90% всех проблем можно решить словами.

Хороший слушатель вдумчив, но в то же время способен к спонтанным прозрениям!

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *