Самый распространенный миф, что говорение требует больших усилий, чем слушание. Однако автор уверен, что в процессе слушания сжигается больше калорий, чем в ходе говорения.
Активное слушание – это участие в разговоре, даже если вы при этом молчите.
Активное слушание – это критически важное умение
- Слушание имеет свое предназначение. Вступая в разговор, каждый преследует свои цели.
- Слушание требует управления. Если вы слушаете, то следует фильтровать потом информации, который к вам поступает.
- Слушание требует полной сосредоточенности и деятельного участия. Следует заострить внимание на содержании разговора, задавать правильные вопросы, вовремя делать паузы.
- Слушание – это начальный этап принятия решения. Способ сбора информации для суждений, которые вам нужно сформировать.
К какой категории слушателей вы относитесь?
Существует шесть самых распространенных архетипов плохих слушателей, но ни один из них не встречает в чистом виде.
Упрямец
Суть: слушает других только чтобы понять, совпадает ли его мнение с мнением других. Поэтому собеседники теряются, так как любые идеи коллег, даже самые стоящие, будут им отвергнуты.
“Когда я захочу узнать ваше мнение, я сам вам расскажу, в чем оно состоит”
Этот тип слушателя часто начинает свою речь словом: “Послушайте!”, а заканчивает риторическим “Так ведь?”
Брюзга
Сразу уверен, что ваши мысли сущий бред.
Он может по-разному выражать свое недовольство: “Ну и чушь ты несешь!”, “Глуп ты, приятель”, “И как тебе могло прийти в голову, что я соглашусь с этой чепухой?”.
Предвосхитители
Их пространные речи и каверзные вопросы несут только одно – загнать собеседника в угол.
Абсолютно односторонняя коммуникация и не самый подходящий метод решения вопросов. Бесконечные разглагольствования и манера задавать риторические вопросы с намеками на определенные ответы.
Долдон
Словоохотлив, но создает проблемы не так явно. Со стороны кажется, что он вовлечен в диалог, но стоит прислушаться, то замечаешь, что он не способствует его продвижению.
Его цель – не заострить внимание на проблеме, а упрочить собственную позицию или переиначить ваше мнение. Долгое “пережевывание” какой-либо темы.
Всезнайка
Фонтанирует идеями на тему решения проблемы еще до того, как участники разговора придут к единому мнению относительно самой ее сути. Это значит, что он уже перестал слушать.
Отчаянно пытается произвести впечатление своей сообразительностью и смекалкой.
Все эти архетипы неэффективны именно потому, что много говорят. И заняты тем, чтобы донести информацию, лишая себя возможности принимать ее.
Притворщик
Он уже принял решение, его не интересует, что вы хотите сказать.
С жестами и мимикой все в порядке – вы уверены, что он глубоко вникает в проблему. Он выслушивает всех, но не вникает ни во что.
Уважайте собеседника
Главное предназначение – указать собеседнику путь, который приведет его к ответу, хотя, вполне возможно, что он его знает, но не видит.
Если я беседую с человеком, который тридцать лет продавал двигатели, то обязан уважать его осведомленность в этом вопросе, но тем не менее понимаю, что проблема, с которой он пришел, кроется где-то в недрах его профессиональных знаний.
Не ограничивайте коллег рамками должностей, так как озарение приходит из самых неожиданных источников.
Держите язык за зубами
Правило 80/20.
Мой собеседник должен говорить 80%, а я – 20%.
Задавайте вопросы, а не излагайте свою точку зрения.
Если вам попадется хороший слушатель, то у вас будет разговор только по делу и очень короткий.
Хороший слушатель, путем наводящих вопросов, способен направить разговор в нужное русло, и не только, чтобы получить желаемый результат, но и чтобы ничего не пропустить.
Подчиненные всегда будут делиться с вами мыслями, если вы их будете внимательно слушать.
Прежде чем заговорить спросите себя: заставит ли моя реплика собеседника углубиться в тему, привести больше подробностей?
Не рассматривайте смысловую паузу в конце произнесенного собеседником предложения как сигнал, что он закончил говорить и ждет ответных слов.
Из поощрительных реплик самая удачная: “Расскажите об этом подробнее”.
Куда потратить 20% слушателя?
Основное правило: облекать свою реплику в форму вопроса.
- Если я не согласен с мнением говорившего, я придам своему вопросу уточняющий характер.
- Если хочу углубить обсуждаемую тему, то спрошу не рассматривал ли собеседник с другой точки зрения.
- Если не устраивает направления разговора, переводим с помощью вопроса в другое русло.
Примерный список вопросов для вступления в обсуждение:
- Нужны ли мне дополнительные уточнения?
- Хочу ли я узнать больше о том, что мы обсуждаем сейчас, или о предыдущей теме разговора?
- Нужен ли мне общий анализ вопроса или лучше сосредоточиться на одном аспекте?
- Хочу ли я направить обсуждение в иное русло?
- Хочу ли высказать контраргумент?
- Хочу ли я закончить разговор?
Не принимайте на веру ни одного предположения
Нередко мы совершаем одну и ту же ошибку: позволяем своим предубеждениям накладывать отпечаток на каждый обмен мнениями и любую попытку познакомить нас с новыми идеями.
Предубеждения:
- статус кво – склонность человека подсознательно сопротивляться переменам
- стадный инстинкт – подстройка под взгляды окружающих.
- эффект ложного консенсуса – переоценка степени, в какой другие разделяют наши впечатления.
- самонадеянность
- гедоническое привыкание – мы не можем оценить неудовольствием, которые несут перемены.
Следует применять методику смены исходного посыла, чтобы посмотреть как трансформируются решения. Дискуссия переходит в гипотетическую область и начнут без риска оспаривать собственные допущения.
Сконцентрируйтесь
Фокус бывает:
- интеллектуальный – мешает поток информации, проекты, текущие дела.
Компартментализация – уделяем проблеме столько времени, сколько нужно, а потом откладываем в сторону.
- эмоциональный – процесс разъединения эмоций и сути разговора, то есть расстыковка.
Если чувствуете, что не можете сосредоточиться, то отложите разговор до лучших времен.
От хаоса к системе
Методики, которые помогут извлекать максимум пользы из услышанного:
- определять, о чем идет речь.
- уметь выделить значимую информацию из любого разговора.
- направлять ход разговора, чтобы гарантированно получить всю полезную информацию.
- представлять себе, как систематизировать добытую информацию.
- рассортировать данные, чтобы закрепить их в памяти и при необходимости быстро применить.
90% всех проблем можно решить словами.
Хороший слушатель вдумчив, но в то же время способен к спонтанным прозрениям!
Другие статьи автора
- Дисграфия: изучаем письменные работы студентов
- 5 эффективных приемов терминологической работы
- Основные тренды в образовании: по итогам конференций
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
- Два метода работы с терминами на занятиях по русскому языку в вузе
- ТОП-6 авторских методик изучения английского языка