Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Применение при обучении словарно-дидактических игр не только позволяет активизировать словарный запас, но и способствует познанию слов, совершенствованию способностей по усвоению содержания текста в процессе чтения, приучает выполнять любую работу, даже творческую, в установленные сроки.

Язык отражает наше мышление. Как трудно иногда найти нужное слово, в полной мере выражающее наши мысли. Научиться владеть языком, правильно выражать свои мысли — дело трудное, требующее постоянной практики и творчества. Сделать это можно с помощью обучающих игр.

Обучающие игры

Работаем с синонимами. Дается список слов в случайном порядке. Слова необходимо объединить в синонимические ряды.

Упражнение №1.

Составьте синонимические ряды из следующих слов: 1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10.Властитель. 11. Наготове.12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительность. 23. Настороже. 24. Скорый.

Работаем с антонимами. Принцип тот же, что и в работе с синонимами.

Упражнение №2.

Объедините в антонимические группы следующие слова: 1. Старый. 2. Вред. 3. Влево. 4. Микро. 5. Авангард. 6. Щедрый. 7. Нерадивый. 8. Горизонтальный. 9. Лживый. 10. Брутто. 11. Новый. 12. Старательный. 13. Польза. 14. Концентрический. 15. Польза. 16. Скупой. 17. Арьергард. 18. Макро. 19. Нетто. 20. Эксцентрический. 21. Правдивый

Работа над омонимами. Даются пары слов к которым необходимо найти омонимами.

Упражнение №3.

Вместо точек поставьте слова, имеющие такое же значение, что и слова, стоящие слева и справа от точек. Количество точек соответствует количеству букв в слове.

1. животное ….. нежность

2. рыба …. инструмент

3. скамья ….. магазин

4. металл …. кожа

5. залив …. часть лица

6. родник …. отмычка

Работа с пословицами. Берется несколько пословиц. Слова в них “рассыпаются”, то есть переставляются в произвольном порядке. Задача состоит в том, чтобы поставить каждое слово на свое место, расставив знаки препинания.

Упражнение №4.

Составьте пословицы на основе следующих рассыпанных слов.

1.плох, книга, да, хороша, чтец

2. двигай, книгой, умом, а своим, книга

3. ядра, разгрызешь, так, ореха, съешь, не, и, не

4. Трошки, ножки, задрожали, нашего, у

5. слово, третье, слово, родит, бежит, само

Упражнение №4 .

Составьте пословицы из следующих их частей:

  1. Всякое умение                                     тому не пропасть
  2. Легко свыкаться                                  тот сам плачет
  3. Кто грамоте горазд                             тот другим не верит
  4. Кто сам плут                                       трудом дается
  5. Кто детям потакает                            трудно расставаться

По такому же принципу составляются предложения из “рассыпанных” слов, а из отдельных предложений и абзацев — тексты.

Работаем с подбором слов. К заданному слову необходимо подобрать как можно больше слов, характеризующих его. Например, берется слово ДОМ и к нему подбираются прилагательные: родной, отчий, высокий и т.д. В качестве определений могут выступать не только прилагательные, но и числительные, также другие части речи. За основу можно взять и прилагательное и к нему найти существительные с ним сочетающиеся. Например, с прилагательным “высокий” сочетаются слова: забор, дом, ум, дело, человек и т.д. С глаголами хорошо сочетаются наречия: смотреть – печально, внимательно, грустно и т.д.

Подобного рода задания можно выполнять как письменно, так и устно в течение определенного времени. Например, вы ставите перед собой задачу — в течение двух или трех минут подобрать к наречию “ловко” глаголы. При выполнении всех этих заданий важно уметь пользоваться переносным значением слов.

Работаем с развитием речи. Составляем сочинение по заданным словам. Даются, как правило, десять слов, например, существительные, казалось бы, никак между собой не связанные. На их основе с использованием любых других слов следует написать короткое увлекательное сочинение в стихах или в прозе, грустное или смешное, любым стилем и любым слогом. Разрешается изменять число и спрягать заданные слова. Сочинение должно быть связано единым сюжетом, обязательно озаглавлено и написано за весьма короткий срок.

Упражнение №5.

За три минуты написать короткий текст, используя следующие слова: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, краб, друг, лифт, марш.

Что дает это упражнение? Активизирует словарный запас, развивает речь, приучает выполнять любую работу, даже творческую, в установленные сроки.

Все упражнения выполняются с фиксированным временем. Он способствуют тренировке памяти, внимания, восприятия, развивают мышление, обогащают словарный запас.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *