Применение при обучении словарно-дидактических игр не только позволяет активизировать словарный запас, но и способствует познанию слов, совершенствованию способностей по усвоению содержания текста в процессе чтения, приучает выполнять любую работу, даже творческую, в установленные сроки.
Язык отражает наше мышление. Как трудно иногда найти нужное слово, в полной мере выражающее наши мысли. Научиться владеть языком, правильно выражать свои мысли — дело трудное, требующее постоянной практики и творчества. Сделать это можно с помощью обучающих игр.
Обучающие игры
Работаем с синонимами. Дается список слов в случайном порядке. Слова необходимо объединить в синонимические ряды.
Упражнение №1.
Составьте синонимические ряды из следующих слов: 1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10.Властитель. 11. Наготове.12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительность. 23. Настороже. 24. Скорый.
Работаем с антонимами. Принцип тот же, что и в работе с синонимами.
Упражнение №2.
Объедините в антонимические группы следующие слова: 1. Старый. 2. Вред. 3. Влево. 4. Микро. 5. Авангард. 6. Щедрый. 7. Нерадивый. 8. Горизонтальный. 9. Лживый. 10. Брутто. 11. Новый. 12. Старательный. 13. Польза. 14. Концентрический. 15. Польза. 16. Скупой. 17. Арьергард. 18. Макро. 19. Нетто. 20. Эксцентрический. 21. Правдивый
Работа над омонимами. Даются пары слов к которым необходимо найти омонимами.
Упражнение №3.
Вместо точек поставьте слова, имеющие такое же значение, что и слова, стоящие слева и справа от точек. Количество точек соответствует количеству букв в слове.
1. животное ….. нежность
2. рыба …. инструмент
3. скамья ….. магазин
4. металл …. кожа
5. залив …. часть лица
6. родник …. отмычка
Работа с пословицами. Берется несколько пословиц. Слова в них “рассыпаются”, то есть переставляются в произвольном порядке. Задача состоит в том, чтобы поставить каждое слово на свое место, расставив знаки препинания.
Упражнение №4.
Составьте пословицы на основе следующих рассыпанных слов.
1.плох, книга, да, хороша, чтец
2. двигай, книгой, умом, а своим, книга
3. ядра, разгрызешь, так, ореха, съешь, не, и, не
4. Трошки, ножки, задрожали, нашего, у
5. слово, третье, слово, родит, бежит, само
Упражнение №4 .
Составьте пословицы из следующих их частей:
- Всякое умение тому не пропасть
- Легко свыкаться тот сам плачет
- Кто грамоте горазд тот другим не верит
- Кто сам плут трудом дается
- Кто детям потакает трудно расставаться
По такому же принципу составляются предложения из “рассыпанных” слов, а из отдельных предложений и абзацев — тексты.
Работаем с подбором слов. К заданному слову необходимо подобрать как можно больше слов, характеризующих его. Например, берется слово ДОМ и к нему подбираются прилагательные: родной, отчий, высокий и т.д. В качестве определений могут выступать не только прилагательные, но и числительные, также другие части речи. За основу можно взять и прилагательное и к нему найти существительные с ним сочетающиеся. Например, с прилагательным “высокий” сочетаются слова: забор, дом, ум, дело, человек и т.д. С глаголами хорошо сочетаются наречия: смотреть – печально, внимательно, грустно и т.д.
Подобного рода задания можно выполнять как письменно, так и устно в течение определенного времени. Например, вы ставите перед собой задачу — в течение двух или трех минут подобрать к наречию “ловко” глаголы. При выполнении всех этих заданий важно уметь пользоваться переносным значением слов.
Работаем с развитием речи. Составляем сочинение по заданным словам. Даются, как правило, десять слов, например, существительные, казалось бы, никак между собой не связанные. На их основе с использованием любых других слов следует написать короткое увлекательное сочинение в стихах или в прозе, грустное или смешное, любым стилем и любым слогом. Разрешается изменять число и спрягать заданные слова. Сочинение должно быть связано единым сюжетом, обязательно озаглавлено и написано за весьма короткий срок.
Упражнение №5.
За три минуты написать короткий текст, используя следующие слова: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, краб, друг, лифт, марш.
Что дает это упражнение? Активизирует словарный запас, развивает речь, приучает выполнять любую работу, даже творческую, в установленные сроки.
Все упражнения выполняются с фиксированным временем. Он способствуют тренировке памяти, внимания, восприятия, развивают мышление, обогащают словарный запас.
Другие статьи автора
- Сторителлинг: пример сюжета-квеста для курса "Государственный пожарный надзор"
- 5 эффективных приемов терминологической работы
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- Топ-5 книг по конфликтологии
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Психологические и риторические приемы эффективного общения с обучающимися
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений