Основные принципы, без которых невозможно организовать ни одно обучение, и которые обязан знать каждый преподаватель, тьютер , коучер при составлении авторских курсов, занятий вне зависимости от области знания.
Анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
- сознательность и активность — знания приобретаются исключительно путем собственной умственной деятельности и желания обучающихся (мотивация);
- наглядность — органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно;
- систематичность и последовательность — процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов;
- прочность — использование методик, техник, приемов обучения;
- научность — знания должны быть научными, прочными;
- доступность — опора на психолого-возрастные особенности личности;
- связь теории с практикой — практика – это критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.
Другие статьи автора
- Как за 5 минут составить интересный ребус для занятий с детьми или взрослыми
- Педагогическая риторика: тренируем полетность речи
- Топ-7 сервисов и приложений для изучения русского языка
- Психология обучения без ограничения: саммари на книгу Р.В. Майера
- Как самостоятельно создать "Прописи" для обучающихся
- Основные тренды в образовании: по итогам конференций
- Как легко и просто начать учебный год: мнение экспертов