Основные принципы, без которых невозможно организовать ни одно обучение, и которые обязан знать каждый преподаватель, тьютер , коучер при составлении авторских курсов, занятий вне зависимости от области знания.
Анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
- сознательность и активность — знания приобретаются исключительно путем собственной умственной деятельности и желания обучающихся (мотивация);
- наглядность — органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно;
- систематичность и последовательность — процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов;
- прочность — использование методик, техник, приемов обучения;
- научность — знания должны быть научными, прочными;
- доступность — опора на психолого-возрастные особенности личности;
- связь теории с практикой — практика – это критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.
Другие статьи автора
- Лекция-мастер-класс: основные рекомендации
- 5 книг для тех, кто хочет познать искусство диалога и психологию общения
- Топ-5 книг по конфликтологии
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
- Улучшаем коммуникативные навыки: упражнения и рекомендации
- Творческие задания на уроках русского языка
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы