Начинать работу по литературе с пятиклашками – дело очень ответственное. От первых уроков зависит многое. Если не заинтересовать своим предметом с первых минут, то всё, потом вряд ли получится.
Начинается курс изучения литературы в 5 классе (по программе Г. Меркина) с мифов Древней Греции.
Этапы работы на Первом уроке по теме
- Для начала – «переверните» класс, озадачьте ребят прочитать дома истории о странствиях Одиссея. В помощь создаем инфографику, где кратко написана вся история.
Это нужно для того, чтобы сэкономить время на уроке. Историю о том, как Одиссеей попал на остров циклопов и перехитрил Полифема пропустила, так как этот миф мы должны были прочитать и обсудить в классе.
- В начале урока рисуем карту странствий нашего героя (я на доске, дети в тетрадях), опираясь на прочитанное дома.
- Отвечаем на вопросы:
-Почему Одиссею выпало столько испытаний?
-Как Одиссей преодолел испытания?
- Работаем с мифом о Полифеме.
Перечисляем ситуации, где сказано о хитростях и смелости героя. - Придумываем мифическое существо, с которым мог бы встретиться Одиссей.
Для некоторых ребят, это оказалось не так легко, поэтому предложила им воспользоваться специальным кубиком.
- Домашнее задание.
Заполнить паспорт придуманного существа (фото, место обитания, характер, способности) и сочинить историю о встрече Одиссея с мифическим существом.
Представлять свои истории следует с помощью кукольного театра.
Этапы работы на Втором уроке по теме
- Начать урок можно со складывания оригами «Глаз Полифема».
- Разыграть кукольный театр. Каждый ученик представляет свою историю.
- Выяснить, чем мифический герой отличается от мифического персонажа.
Этапы работы на третьем уроке по теме
- Обращаемся к сравнению славянских и японских мифов
- Заполнитьтаблицу.
- Составить сравнительную характеристику Верлиоке (восточнославянское мифическое одноглазое существо) и о Хитоцумэ-кодзо («Одноглазый мальчик») — ёкай из японского фольклора.
- Сделать вывод.
Герои и персонажи мифов «кочуют», что в мифах разных народов можно встретить аналогичных (похожих) персонажей, несмотря на их географическую отдаленность и полную независимость друг от друга.
- Домашняя работа: выяснить в мифах каких народов ещё встречаются одноглазые существа и сравнить их с Полифемом, Лихо, Верлиокой и Хитоцумэ-кодзо.