Странствия с Одиссеем, или три урока литературы в пятом классе

Aвтор материала: Гулец Ирина Владимировна -
учитель русского языка и литературы, г. Новосибирск.
Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы

Начинать работу по литературе с пятиклашками – дело очень ответственное. От первых уроков зависит многое. Если не заинтересовать своим предметом с первых минут, то всё, потом вряд ли получится.

Начинается курс изучения литературы в 5 классе (по программе Г. Меркина) с мифов Древней Греции. 

Этапы работы на Первом уроке по теме

  • Для начала –  «переверните» класс, озадачьте ребят прочитать дома истории о странствиях Одиссея. В помощь создаем инфографику, где кратко написана вся история.

Это нужно  для того, чтобы сэкономить время на уроке.  Историю о том, как Одиссеей попал на остров циклопов и перехитрил Полифема пропустила, так как этот миф мы должны были прочитать и обсудить в классе.

  • В начале урока рисуем карту странствий нашего героя (я на доске, дети в тетрадях), опираясь на прочитанное дома.

  • Отвечаем на вопросы:

-Почему Одиссею выпало столько испытаний?

-Как Одиссей преодолел испытания?

  • Работаем с мифом о Полифеме.
    Перечисляем ситуации, где сказано о хитростях и смелости героя.
  • Придумываем мифическое существо, с которым мог бы встретиться Одиссей. 

Для некоторых ребят, это оказалось не так легко, поэтому предложила им воспользоваться специальным кубиком.

  • Домашнее задание.

Заполнить паспорт придуманного существа (фото, место обитания, характер, способности) и сочинить историю о встрече Одиссея с мифическим существом.

Представлять свои истории следует с помощью кукольного театра.

Этапы работы на Втором уроке по теме

  • Начать урок можно со складывания оригами «Глаз Полифема».

  • Разыграть кукольный театр. Каждый ученик представляет свою историю.

  • Выяснить, чем мифический герой отличается от мифического персонажа.

Этапы работы на третьем уроке по теме

  • Обращаемся к сравнению славянских и японских мифов

  • Заполнитьтаблицу.

  • Составить сравнительную характеристику Верлиоке (восточнославянское мифическое одноглазое существо) и о Хитоцумэ-кодзо («Одноглазый мальчик») — ёкай из японского фольклора.
  • Сделать вывод. 

Герои и персонажи мифов «кочуют», что в мифах разных народов можно встретить аналогичных (похожих) персонажей, несмотря на их географическую отдаленность и полную независимость друг от друга.

  • Домашняя работа:  выяснить в мифах каких народов ещё встречаются одноглазые существа и сравнить их с Полифемом, Лихо, Верлиокой и Хитоцумэ-кодзо.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *