В преддверии итогового сочинения: универсальные тексты

кандидат филологических наук, Учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района г. Санкт-Петербург. Председатель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. Председатель городского профессионально-педагогического объединения "Поликультурная школа Санкт-Петербурга".
Эксперт: по русской литературе XX века, методике преподавания литературы

До итогового сочинения всего месяц! Как быть с теми учащимися, которые не посещали занятия и элективы? Которые не читали литературу согласно рекомендациям?

Правильно! Предложить им универсальные тексты, которые подойдут в качестве примеров для всех тематических направлений.

Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”

  •  В чем причины непонимания между людьми разных поколений?

Можно рассмотреть взаимоотношения в двух семьях: в семействе Кирсановых это братья Кирсановы и Аркадий с Евгением Базаровым, у Базаровых – соответственно Базаров-старший и его жена и Евгений.

  • Мечта ведет человека к цели или уводит его от реальности?

В качестве примера можно привести Павла Петровича Кирсанова и его влюбленность в княгиню Р. (символом которой стало кольцо со сфинксом):
“Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью; она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением. … Не раз, возвращаясь к себе домой после нежного свидания, Кирсанов чувствовал на сердце ту разрывающую и горькую досаду, которая поднимается в сердце после окончательной неудачи. «Чего же хочу я еще?» — спрашивал он себя, а сердце все ныло. Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом.
— Что это? — спросила она, — сфинкс?
— Да, — ответил он, — и этот сфинкс — вы.
— Я? — спросила она и медленно подняла на него свой загадочный взгляд. — Знаете ли, что это очень лестно? — прибавила она с незначительною усмешкой, а глаза глядели все так же странно” (VII глава).

Проблемные вопросы к эпизоду: почему Павел Петрович влюбился в княгиню Р.? Добился ли он взаимности? О чем мечтал Кирсанов? В чем смысл кольца со сфинксом?

  • Умение прощать – это сила или слабость?

Один из финальных эпизодов романа – визит Анны Сергеевны Одинцовой к умирающему Евгению Базарову:
“Он разом принял руку и приподнялся.
— Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…
Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу” (XXVII глава).

Проблемные вопросы:

  1. Простил ли Базаров Анну?
  2. Почему лишь перед смертью Базаров осмелился на этот поступок?
  3. Каким предстает перед нами Евгений Васильевич в этом эпизоде – сильным или слабым?
  • Какова роль искусства в жизни человека и общества?

В этом романе данная тема тесно сопряжена с темой первого направления, поскольку Базаров отрицает искусство в целом и в частности, что и вызывает недовольство Павла Кирсанова:
“— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?
— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой” (VI глава).

Или отношение Базарова к Пушкину:
“— Да, — заметил Николай Петрович, — он [Базаров]самолюбив. Но без этого, видно, нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета.
— Это почему? [- спросил Павел Петрович]
— А вот почему. Сегодня я сижу да читаю Пушкина… помнится, «Цыгане» мне попались… Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую… улыбнулся, и ушел, и Пушкина унес.
— Вот как! Какую же он книгу тебе дал?
— Вот эту.
И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую брошюру Бюхнера, девятого издания” (X глава).

  • Почему люди считают доброту одним из важнейших качеств личности?

Вопросы:

  • Можно ли считать добрым Базарова?
  • К кому и почему он проявляет доброе отношение?

Здесь можно вспомнить эпизод с лечением больного ребенка Фенечки. С одной стороны, Базаров поступил как врач, но с другой – Фенечка ему нравилась.


Также здесь можно упомянуть об отношении Базарова к родителям: как бы он ни сопротивлялся проявлениям нежности со стороны матери, он был добр и заботлив, встреча с родителями после долгой разлуки очень сильно подействовала на него:
“Прощаясь с матерью, он поцеловал ее в лоб, а она обняла его и за спиной, украдкой, его благословила трижды. Василий Иваныч проводил Аркадия в его комнату и пожелал ему «такого благодатного отдохновения, какое и я вкушал в ваши счастливые лета». И действительно, Аркадию отлично спалось в своем предбаннике: в нем пахло мятой, и два сверчка вперебивку усыпительно трещали за печкой. Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и, прикорнув на диване в ногах у сына, собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним …” (XX глава).

С нижеприведенным списком можно поработать подобным образом:
1. Д.И. Фонвизин. Пьеса “Недоросль”.
2. А.С. Грибоедов. Комедия в стихах “горе от ума”.
3. А.С. Пушкин. Романы “Дубровский”, “Капитанская дочка”. Роман в стихах “Евгений Онегин”.
4. Н.В. Гоголь. Повесть “Тарас Бульба”.
5. Ф.М. Достоевский. Роман “Преступление и наказание”.
6. Л.Н. Толстой. Рассказ “После бала”. Роман-эпопея “Война и мир”.
7. А.П. Чехов. Пьеса “Вишневый сад”.
8. В.Г. Распутин. Рассказ “Уроки французского”.
9. А. Платонов. Рассказ “Юшка”.
10. Е.Л. Шварц. Повесть “Два брата”.
11. В.К. Железников. Повесть “Чучело”.
12. Дж. Лондон. Роман “Мартин Иден”.
13. А. Линдгрен. Повесть “Пеппи Длинный Чулок”.
14. Дж.К. Роулинг. Серия книг про Гарри Поттера.
15. С. Пеннипакер. Повесть “Пакс”.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *