Нестандартные задания при подготовке к тестированию по русскому языку

учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №582 с углубленным изучением английского и финского языков г. Санкт-Петербург
Эксперт: в области русского язык, литературы, методики преподавания с использованием современных технологий

Психологические исследования в школах всего мира показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Способности, навыки и умения, приобретенные и развитые на учебных занятиях, наши воспитанники переносят и в повседневную жизнь. Принято думать, что само по себе изучение русского языка в средней школе большей частью не подразумевает творческого подхода, если речь не идет о самостоятельном создании текстов.

И самым важным вопросом становится вопрос о том, может ли подготовка к тестированию одновременно развивать творческие способности?

Если взглянуть с этой точки зрения на задания, которые нацеливают современного школьника на подготовку к итоговой аттестации, то приходим к общепризнанному выводу: чтобы справиться с экзаменом, особенно «креативить» не приходится. К тому же основная часть заданий предлагается в тестовой форме. Это и обеспечивает единую структуру экзамена.

Сообразительный ученик, выполняя тестовые задания, видит одновременно несколько способов решения даже в том случае, если плохо знает правило, закономерность.

Другой способен найти решение методом исключения (ищем незнакомое явление среди знакомых объектов).

Третий руководствуется интуицией.

Какова же при этом роль учителя? Может ли он сделать процесс подготовки к тестированию процессом, развивающим творческое мышление?

 Начинать надо не с заданий, подобных тем, что есть в итоговом тестировании, а с открытых вопросов, не имеющих однозначного ответа.

Открытые проблемные вопросы

Задавать проблемные (открытые) вопросы непросто, почти так же трудно, как отвечать на них. Попробуйте найти решение в таких случаях:

А теперь самостоятельно сформулируйте такой вопрос. Получается не сразу и не у всех.

В пространстве урока целесообразно как изобретение таких вопросов, так и поиск ответов на них.

Вопросы-ответы

Говорят, что на всякий вопрос есть ответ. А на всякий ли ответ есть вопрос? Обычно мы отвечаем на вопросы, то есть формулируем ответы.

А если дать готовые ответы, а саму формулировку скрыть, обозначив лишь раздел предмета, поле поиска? Сначала это кажется бессмысленной идеей. Однако попробуем разобраться в этом.

В таком задании (назовем его перевернутым) учащимся дается готовый вывод в виде цифры, слова, условного обозначения. Область поиска – предложение или небольшой текст, емкий, содержательный, прозрачный.

Вот пример такого задания по теме «Морфология. Части речи. Повторение» (5 класс).

Это задание ставит в тупик каждого ученика (в данном случае пятиклассника), однако после раздумий рождаются первые идеи, а иногда совершенно оригинальные решения. Как только найдено решение, очень быстро заполняются пустые строки таблицы, так как дальше действуют по аналогии. Именно поэтому данное задание можно предлагать младшим школьникам.

Самое интересное педагогическое наблюдение – такие перевернутые задания выполняют первыми ученики, которых трудно назвать академически успешными.

Есть еще одно требование, без соблюдения которого такая работа не будет эффективной: каждый раз предлагаются совершенно новые задания.

При этом один и тот же текст может стать основой для подобных заданий в любом другом разделе языкознания.

Еще пример: «перевернутое» задание по теме «Синтаксис и морфология.

А вот варианты ответов


Еще пример (текст тот же). Предложить это задание целесообразно в период подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.

Такого рода перевернутые упражнения способствуют тому, что ученики постигают принципы формулировки тестовых заданий, анализируя при этом причины своих ошибок и самостоятельно оценивая свой образовательный результат.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *