Интерес к чтению у всех детей возникает в разном возрасте. Кто-то с увлечением сам учит буквы и пробует читать в 3-5 лет, а кого-то невозможно уговорить прочитать книгу вне школьной программы и в 13 лет.
Что это – лень, нежелание читать или нарушение работы мозга?
Если возникают подозрения на дислексию, СДВГ, то следует, конечно, показать ребенка специалисту (неврологу, логопеду и нейропсихологу).
Как увлечь чтением детей и подростков?
- Начинать прививать интерес с дошкольного возраста.
Как раз в это время у ребёнка активно развивается познавательная сфера и ему интересно всё новое: новые навыки, новая информация. Можно читать вслух, рассматривать картинки в книжках, описывать происходящее на картинках.
- Знакомство с буквами и первые попытки читать. Лучше, конечно, с помощью игровых методик: словесные игры, кубики, лепка, рассказывание историй.
Такие игры повышают не только узнаваемость буквы, но и тренируют внимание и память (нужно постоянно помнить какую букву нужно искать). С возрастом можно усложнять игры – ищите не буквы, а слоги.
Первые книги должны быть яркие, красочные. Это поможет задействовать зрительные центры мозга (дети реагируют на яркие цвета и картинки).
- Переходим к чтению небольших рассказов. Увеличиваем количество прочитанного.
С книгой надо работать, так как чтение – это всегда трудно. Поэтому можно читать с ребенком по очереди, останавливаться на самом интересном месте, чтобы потом вернуться, рисовать персонажей, описывать их, просить придумать продолжение.
Не загружайте ребёнка на этапе обучения чтению “правильной” литературой, пусть читает то, что ему нравится. Если нравится придумывать фокусы, то пусть читает про фокусы, если интересны динозавры, то пусть это будет энциклопедия с небольшими статьями про Динозавров.
- В начальной школе продолжаем подбирать книги, отталкиваясь от интересов ученика.
Можно поддержать интерес через посещение детских театральных постановок, через драмогерменевтику, мастер-классы и интерактивные выставки в библиотеках и музеях.
-
- Организуйте время для чтения.
Каждый день выделяем время на дополнительное чтение: либо перед сном, либо перед прогулкой. НАчать можно с 30 минут, а потом увеличиться интервалы читательской активности.
-
- Не надо сразу “подсовывать” классику. Дети хотят читать о том, как устроен современный мир.
Кому-то будут интересны книги Марии Агапово “Моя невозможная мама”, «Метрольцы. Приключения Юньки», у кого-то возникнет интерес к фэнтази, детским детективам. А кто-то увлечен психологией и философией.
Большой популярностью и у подростков, и у взрослых пользуются переводы скандинавских и американских писателей, потому что переводы обычно читать легче, да и тематика у этих авторов современная: отношения с родителями, дружба, любовь.
-
- Дайте ребенку возможность выбрать книги, которые он будет читать. Один из вариантов – приведите его в магазин и предложите взять ту книгу, которую он хочет.
Не отговаривайте, если это будут комиксы или графические романы – для подростков и детей с трудностями чтения это прекрасная альтернатива.
- Читайте вслух в любом возрасте.
Иногда это великолепный способ провести время со своим подростком, сблизиться с ним.
Но можно порекомендовать и аудиокниги – слушать всегда полезно!
- Вместе слушать и смотреть рекомендации к чтению как сверстников (многие подростки ведут видео блоги, книжные гиды), так и книжные обзоры библиотекарей, учителей.
- Пересказывайте ту книгу, которую читаете сами. Подростки очень любопытны – обязательно спросят, поинтересуются и скорее всего попросят потом дать почитать.
- Конкурсы, турниры, литературные Игры являются отличными мотиваторами чтения.
- Учимся обсуждать и работать с книгой. Дискуссии и книжные клубы – отличный способ активизировать речевую деятельность подростков.
И самый главный совет: Хвалите и поддерживайте!
Другие статьи автора
- Как самостоятельно создать "Прописи" для обучающихся
- ТОП-6 авторских методик изучения английского языка
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- Саммари: Бернард Феррари "Умение слушать"
- 5 эффективных приемов терминологической работы
- 7 основ методики обучения взрослых
- Топ-5 книг по конфликтологии
Статьи по теме
- Как можно “оживить” урок литературы
- Проект “Книги+”: как “проживать” книги
- Личные истории о великом: книги о Великой Отечественной войне для детей
- “Учим..читать”: саммари на книгу В.А. Бородиной и С.М. Бородина
- “Читать!”: summary на книгу Марины Аромштам
- Чтение с комментариями: что и как?
- Три вредные читательские привычки и два способа от них избавиться