Текст-биография на уроке РКИ: цели, этапы работы и задания

кандидат филологических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Эксперт: филология, РКИ

В иноязычной аудитории целесообразно давать к чтению и ознакомлению тексты биографического характера.

Почему?

  • Данный тип текста носит повествовательный характер,
  • Сообщает информацию о конкретном человеке.
  • Помогает в составлении монологических высказываний-представлений.

Так называемый рассказ о себе всегда стоит на первом месте в списке тем общего владения, которые должен освоить учащийся.

Рассмотрим работу с текстами на примере двух текстов, рассказывающими о российских императорах. Тексты объединены по тематическому принципу

Тексты могут быть использованы как в комплексе, так и отдельно. Часть заданий может быть отдана на самостоятельную работу или предложена в качестве домашнего задания.

Вам может быть интересна “Серия вебинаров. Какой учебник РКИ выбрать для занятий со слушателями? Уровень А1”.

Предтекстовая работа

В качестве предтекстовой работы студентам предлагается ответить на вопросы общего характера, которые помогут понять, что учащиеся знают о этих исторических деятелях:

  • Знаете ли вы кого-то из русских императоров (императриц) или царей? Что вы можете о нём (или о ней) рассказать?
  • Вы знаете, кто такие Пётр Первый, Екатерина Великая? Что вы можете о них рассказать?

Знакомим обучающихся с портретами императоров и просим описать внешность.

Работа с Текстом

Прочитайте тексты. Выполните задания после текстов. Читая тексты, обращайте внимание на выделенные курсивом слова. При необходимости обращайтесь к словарю.

Ответьте на вопросы:

  • Когда родился Петр Первый?
  • Какое образование было у Петра Первого?
  • Где царь научился строить корабли?
  • Сколько времени Петр Первый прожил за границей?
  • Как изменилась Россия во время правления Петра Первого?
  • Почему смерть Петра Первого можно назвать необычной?

*Составьте несколько вопросов по тексту (3–5). Запишите их. Задайте их товарищам по группе.

*Скажите, какой характер был у Петра Первого. Аргументируйте своё мнение примерами из прочитанного текста.

Возможно, вам будет интересен вебинар “Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и детьми-билингвами”

Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина «Стансы», посмотрите в словаре незнакомые слова.

Ответьте на вопросы:

  • Как и почему немецкая принцесса Софья Фредерика стала русской императрицей Екатериной Алексеевной?
  • Какой личностью была Екатерина Великая? Что вы можете сказать о её характере?
  • Какой была политика России при Екатерине Великой?

 
Подумайте!

1) Почему Екатерина, когда приехала в Россию поставила перед собой именно такие задачи: выучить русский язык, усвоить русские обычаи и научиться всем нравиться?

2) Что означают слова Екатерины: «Никогда без книги и никогда без горя, но всегда без развлечений»?

3) Почему Пётр Третий не смог стать хорошим императором? Вы согласны со словами А. С. Пушкина: «Царствование Екатерины имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России». Почему?

Согласитесь или опровергните:
– Пётр Первый — лучший правитель для России.
– Екатерина Вторая — великая императрица.
–Идеальный правитель одинаков для всех стран.

ПОДУМАЙТЕ!
–Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать идеальный правитель?
–Кто из современных правителей, на ваш взгляд, является хорошим политическим деятелем?
Аргументируйте свою точку зрения.

*Вы прочитали краткую информацию об известных российских императорах. О ком из них вы захотели узнать больше? Что именно вы хотите узнать?
*Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из политиков.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *