Доклад в рамках конференции “Чтение и работа с текстами на занятиях РКИ”: “Использование комментов в социальных сетях при изучении русского языка как иностранного (РКИ)”

Aвтор материала: Марина Кораблева -
преподаватель РКИ, автор серии пособий по адаптированному чтению "Маленькие истории" (из трёх частей).
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Что читает современный человек?

Книги — да, газеты, журналы, ценники, этикетки… Большую же часть времени, отведённую нами самими на чтение, мы читаем записи в нашем смартфоне. Хорошо ещё, если это электронные книги, статьи из Википедии, частная переписка.

Рекомендуем онлайн-конференцию “Чтение и работа с текстами на уроках РКИ”

Но в основном это посты и комментарии в социальных сетях. Пост и ветка комментариев стали нашим повседневным общением.

Комментарий и коммент

Комментарий как жанр существует давно, это, практически, один из древнейших способов передачи информации в письменном виде.
Следует различать комментарии для носителей языка и комментарии для изучающих его. В первом случае перед нами дополнительная информация, способствующая лучшему пониманию основного текста, но без которой можно и обойтись, во втором — информация языковая или культурно-страноведческая, без которой не носителю языка не справиться с поставленными лингвистическими задачами.

«Коммент» – это калька с английского, используемая для краткости, свойственной интернет-коммуникации. Эта реплика содержит какую-либо реакцию на информацию, представленную в основном посте или в другом комменте: оценку, критику, рассуждение и т.д. Этот вид комментария мы будем рассматривать в качестве инструмента для изучения русского языка как иностранного.

Этот гибридный эпистолярный жанр имеет своей целью не только сообщение информации, выражение эмоции, критику или оценку ситуации, но и получение «лайков», то есть одобрения, согласия.

Что побуждает человека оставить коммент?

Иногда комменты оставляют из вежливости или чтобы сделать приятное знакомым, опубликовавшим пост.
Комменты важны и нужны, они показатель значимости и востребованности нашего поста, его способности к провокации, его злободневности. Не зря один из терминов виртуального мира – «тролль»: это не кто иной, как специально оплаченный или заинтересованный человек, стремящийся спровоцировать шквал комментов, неважно, положительных или отрицательных.

Жанровые свойства коммента

Реакция на прочитанный текст.

Коммент, как и любое высказывание, несёт в себе информацию.
Это может быть чистая эмоция, восклицание, оценка, реакция, сообщение, ссылка, фотография, гиф, эмоджи.

Упражнение: «Инфа».
Поместить какую-нибудь новую информацию по обсуждаемой теме, это может быть небольшая история из собственной жизни, опыт друга, ссылка на статистику, описание мнения о подобной ситуации в другой стране, и т.д. Коммент должен быть строго информативным и нейтральным по отношению к другим участникам обсуждения.

Упражнение: «Белая ворона».
Оставить коммент, критикующий позицию автора поста или большинства комментаторов, то есть пойти вразрез с общим мнением, соригинальничать. Такое упражнение не только формирует навык ведения полемики, но и способствует овладению языковыми средствами, выражающими несогласие.

Упражнение: «Шутка».
Самая трудная задача, оставить смешной или остроумный комментарий, способный разрядить обстановку, что пригодится и в реальной жизни.

Акт социальной коммуникации

Если созданием поста в соцсетях занимается всё-таки один человек, то коммент может написать всякий, становясь таким образом соавтором, способным, в свою очередь, взрастить новую ветку комментариев и стать более весомым в виртуальном мире.

Упражнение: «Ник».

На основании ника и аватарки, обсудить участников дискуссии, определить пол и возраст.

Упражнение: «Автор».

Придумать себе вымышленное русское имя и образ и написать комментарий, то есть включиться в процесс комментирования.

Упражнение: «Аватарка».

Отдельной задачей может стать выбор аватарки для своего профиля.

При подготовке материала на основе комментов можно использовать один из самых безобидных с точки зрения способности вызвать полемику видов комментов. Это отзыв, краткое описание собственного опыта, связанного с каким-либо продуктом, не претендующий на согласие или одобрение.

Выбор темы для урока по комментам очень широк, но нужно учитывать особенности группы, ученика, возраст, интересы и т. д.
Существуют достаточно банальные темы обсуждений в чатах, которые прекрасно можно использовать на уроках РКИ для расширения лексики на определённую тему.
Например, пост из одной студенческой группы:
«Какую сумку вы носите в университет?». Тема незамысловатая, но ветка комментов получилась занятной, вот несколько примеров:
«С тех пор, как я чуть не оторвала себе плечо, ношу только
рюкзак!»
«Я хожу с пакетом из супермаркета»
«Я вообще без сумки, а лекции записываю на телефон»
«У меня сумка для компьютера, я на лекции ношу ноутбук»
«Рюкзак на колесиках, и набит доверху» и т. д.
На основании подобных реплик, естественно, заранее отобранных, можно вспомнить и глаголы движения, и переходные глаголы, и лексику на тему «сумки».

Краткая форма

Виртуальное общение требует краткости и выразительности, поэтому комменты в соцсетях обычно имеют небольшой размер.

Упражнение: «Краткость — сестра таланта».
Написать коммент к посту, состоящий из одного слова.

Упражнение: «Эмоджи».
Одни студенты должны подобрать «смайлики», соответствующие их точке зрения, а другие должны «расшифровать» их, используя известные им лексические средства.
Если предложить эмоджи с улыбкой, то примером ответов может быть как существительное «улыбка», так и прилагательное «Улыбчивый», «довольный», «счастливый», так и глагол «улыбаюсь», «радуюсь», так и целое предложение «я рад», «я доволен», «мне хорошо». Кроме базовых «смайликов» можно использовать и фигурки людей, и всё богатство виртуальной коллекции эмоджи.

Рекомендуем онлайн-конференцию “Конференция для преподавателей РКИ и обучающих детей-билингвов “Ученики с дислексией и/или СДВГ. Как обучать максимально эффективно”

Виртуальный жанр это гибрид разговорной и письменной речи, но, в отличие от обычного разговора, перенесённого на бумагу, комменты всё-таки пишут, то есть формулируют, редактируют, практически всегда перечитывают, прежде чем опубликовать.
Таким образом, рассмотренный нами жанр коммента обладает определенными жанровыми свойствами, в числе которых наиболее значимые и очевидные: реакция на прочитанный текст, акт социальной коммуникации, краткая форма, языковая и стилевая свобода.

Статьи по теме

One thought on “Доклад в рамках конференции “Чтение и работа с текстами на занятиях РКИ”: “Использование комментов в социальных сетях при изучении русского языка как иностранного (РКИ)”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *