“Ось времени”: играем на уроках литературы

копирайтер компании "Плейс Старт", преподаватель русского языка, литературы и латыни
Эксперт: современная литература, методика преподавания литературы.

При подготовке к ЕГЭ по литературе, к сожалению, не всегда удается сохранить целостный взгляд на историко-литературный процесс.

Задания экзамена в большей мере вынуждают обращать внимание на частности, из-за чего обучающимся впоследствии сложно осмыслить развитие литературы как единой динамической системы.

В связи с этим возникают  трудности:

  • Обучающиеся с трудом относят того или иного автора к конкретному историческому периоду, не понимают, какие условия привели к созданию того или иного литературного направления, произведения.
  • При выполнении заданий ЕГЭ на сравнение (9, 16) есть проблемы с подбором произведений, поскольку слабо сформировано представление о том, что творчество каждого из писателей, поэтов так или иначе взаимосвязано в плане тематики и проблематики.
  • При выполнении части 2 ЕГЭ (задания 17) часто возникают фактические ошибки, связанные с неправильным отнесением автора к какому-либо направлению, проявляются затруднения в понимании того или иного произведения, отсюда – сложности при написании сочинения с элементами анализа.

Это лишь малая часть появляющихся проблем.

Предлагаемая игра призвана помочь систематизировать представления о литературных произведениях как взаимосвязанных между собой, взаимоопределяющих друг друга.

Что потребуется для игры

  • игровое поле с временной осью и названиями направлений.

Сделать тайм-лайн можно, конечно, и в Word. Но есть и специальные программы:

 

  • разрезанные карточки с кратким описанием каждого направления (на картинке дана таблица, где уже соотнесены направление и описание, вам понадобится только второй столбик).

 

 

  • разрезанные карточки с периодами русской истории (на картинке, но для игры вам понадобится только 2 столбик).

  • карточки с произведениями русской литературы . Их вы можете составить сами, выбрав то, что на момент проведения игры наиболее актуально.

Карточки на каждое последующее задание выдаются только после выполнения предыдущего, иначе на столах будет беспорядок.

Ход игры

Один из самых удачных вариантов проведения игры – по подгруппам. Команды получают задание, и получает очко та, которая выполнила задание первой (при условии верного выполнения).

Задания

  • Модернизм как литературная тенденция неоднороден. Впишите в пустые кружочки названия течений, которые обозначались этим словом. Выигравшая команда получает 4 очка.
  • Соотнесите описание направления с направлениями, отмеченными на ленте времени. Команда, правильно сделавшая задание быстрее всех, получает 6 очков, а другие – столько, сколько успели сделать до того, как участники финишировавшей группы подняли руки. Остальные команды по очереди объясняют, почему для каждого из литературных течений выбрана именно такая характеристика. За каждое верное объяснение учащиеся награждаются баллом.
  • Соотнесите исторический период и литературное направление. Выигравшая команда получает 6 очков, а остальные по очереди объясняют более подробно, каким образом эпоха связана с литературным течением, например: «Романтизм развивался именно в первой четверти XIX века, потому что после освободительной войны 1812 года многие, побывав в походе за границей, увидели другую жизнь, свободную, отличавшуюся от русской действительности. Кроме того, на волне национального подъема возродился интерес к фольклору» (и т.д.).
  • Назовите, какие еще исторические события могли повлиять на возникновение каждого из направлений? (Описания, имеющиеся на карточках, составлены с расчетом на дополнения. За каждый ответ учащийся приносит команде балл).
  • Распределите авторов и произведения по указанным направлениям. Найдите авторов, которого вы не можете четко отнести к какому-то направлению. (Имеются в виду Бунин как представитель неореализма, Чехов как представитель новой драмы и Цветаева как поэт, не принадлежавший к каким-либо группировкам). Какое-то направление останется без авторов, допишите их (футуризм: Маяковский, Бурлюк, Хлебников…)

Следует обратить внимание, что произведения того или иного направления могли появиться и до/после указанной на ленте времени даты.

Выиграет команда, которая первой безошибочно завершит задание. Проигравшие команды по очереди называют других представителей каждого из направлений и произведения.

 

Подводя итоги, нужно обратить внимание на то, что все литературные направления взаимосвязаны, возникали как реакция одного на другое, взаимодействовали между собой, и даже в рамках творческого пути одного писателя можно встретить сочетание разных тенденций.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *