Выразительное чтение (ВЧ) – один из эффективных методов раскрытия художественных достоинств текста. Оно развивает ум, вкус, чувство и воображение школьника, базируется на единстве эмоционального и логического начал. При чтении возникает эмоциональное переживание, которое углубляется при логическом осмыслении, постижении авторского замысла.
Словесное действие
Главная задача устной речи заключается в том, чтобы оказывать на слушающих определённое воздействие, убеждать в чём-то, заставить думать и чувствовать так, как этого хочет говорящий.
«Полное продуктивное целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть, в речи! Говорить – значит действовать!» – писал К. С. Станиславский. Это очень важная мысль для эстетического воспитания.
Итак, первая задача читающего: поставить действенную исполнительную задачу, определив сквозное действие стихотворения или фрагмента текста.
Какие могут быть сквозные словесные действия?
- воздействовать на воображение слушателей (Ф. Тютчев «Люблю грозу…» – хочу нарисовать картину майской грозы не страшной, а радостной);
- воздействовать на чувства (хочу выразить чувство восхищения мужеством Остапа во время казни);
- воздействовать на сознание слушателей (хочу, чтобы поняли главную мысль текста или фрагмента (хочу показать, что Герасим из «Муму» возвращается домой не крепостным, во всём послушным рабом, а свободным человеком; недаром Тургенев сравнивает его походку со львом).
Ассоциации
Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие видения и ассоциации.
Увидеть за словами автора живой образ или картину непросто для ученика, учить этому – задача учителя. (Представьте узника в темнице; тучи «цепью жемчужною» мчащиеся по небу; гром, «как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом» и т. д.).
Задание к стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора»
- После выразительного чтения учителем можно дать задание ученикам: письменно ответьте на вопрос «Какую осень любит А.С. Пушкин?» (Как правило, все пишут о красоте ранней осени).
- Перед повторным чтением задать вопрос: “Какие картины осени вы представляете, видите внутренним зрением?” Эти зрительные образы будут тем конкретней, чем ярче рисует их в своём воображении читающий.
- После второго чтения стихотворения ученики ещё раз обращаются к заданному вопросу, редактируют написанное.
Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста
- Всестороннее ознакомление с содержанием текста, постижение авторского замысла:
– выразительное чтение учителем текста (никаких заданий перед первым чтением!);
– самостоятельное чтение учащихся, определение отдельных событий и частей текста (заглавие или цитатный план);
– создание цепи вИдений и ассоциаций, связанных с эстетическим восприятием содержания текста (работа с ключевыми понятиями, вопросы по анализу текста, работа с образными средствами языка);
– выяснение основной мысли, идеи произведения. - Формулирование главной цели чтения, сквозного действия для всего текста.
- Исполнительская задача для каждой части текста.
– Анализ текста, итог анализа: главная мысль – А.С. Пушкин любит и раннюю осень, пору прощальной красы, когда «в багрец и золото одетые леса», и позднюю осень, когда блеснёт «редкий солнца луч», когда в природе чувствуются «отдалённые седой зимы угрозы». (Можно записать этот текст как образец с частичным цитированием, которое используется при литературоведческом анализе произведений).
– Главная цель чтения, сквозное действие – передать любовь автора и к ранней, и к поздней осени.
– Исполнительская задача для каждой части: первая часть – восхищение ранней осенью, вторая часть – лёгкая грусть.
– Интонация (разметить).
Работа над интонацией
Надо учить читать сдержанно и просто.
Интонация в выразительном чтении – это одна из сторон речи, способствующая активному, действенному общению читающего со слушателями. Именно интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли.
Компоненты интонации:
- логическое ударение;
- мелодика речи, повышение и понижение голоса;
- пауза – короткая, длинная (/, //);
- темп – спокойный, замедленный, ускоренный(«Чуден Днепр …» – интонация замедленная, «Швед, русский колет, рубит, режет…» – интонация ускоренного чтения);
- тон – эмоциональная окраска речи.
Например,
«Пришла» – это неполное предложение можно произнести со многими оттенками: радостно, ласково, неуверенно, негодующе, заискивающе, удивлённо, тихо, громко, спокойно, быстро, медленно, с укоризной и т. д.
Задание: попросите ребят произнести это предложение с разной интонацией, чтобы они почувствовали богатство русской речи, в которой
интонация играет очень важную роль.
Упражнения:
1. Интонация конца предложения (.) – голос вниз; интонация вопросительного предложения (?) – голос вверх; интонация восклицательного предложения (!) – голос вверх.
2. Однородные члены предложения: на каждый член предложения падает логическое ударение, после каждого члена предложения – пауза. (Проказница Мартышка,/Осёл,/ Козёл/ да косолапый Мишка / затеяли сыграть квартет.)
3. Интонация выделения – / пауза, голос вверх, пауза /. (Море, / лениво вздыхающее
у берега, / уснуло и неподвижно вдали.) Используется при обособлении.
4. Интонация противопоставления. Первая часть предложения – голос вверх, долгая пауза, к концу второй части голос понижается. (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.) Противопоставление двух частей достигается логическим ударением на антонимах. (Любишь кататься – люби и саночки возить.)
5. Вводные слова и предложения – ускоренное чтение всего предложения.
6. Обращение: 1) в начале предложения: логическое ударение и пауза (Друзья мои,/ прекрасен наш союз!); 2) в середине предложения – логическое ударение, пауза после обращения (Не шуми ты, рожь, / спелым колосом.); 3) в конце предложения – пауза перед обращением, логическое ударение (Чего тебе надобно, / старче?).
7. Интонация пояснения используется там, где есть знак «двоеточие»: в сложном бессоюзном предложении к концу первого предложения голос понижается, долгая пауза.
Интонацию можно графически изобразить на пунктуационных схемах. Например, интонационная схема при обращении; О, /….
Прежде чем изучать знаки препинания в предложениях, надо научить учащихся правильной интонации.
Речевые звенья, логическая пауза
Наша речь всегда разделена остановками (паузами) на группы слов, связанных между собой по мысли – это речевые звенья, а паузы между ними – это логические паузы.
Речевые звенья, как правило, определяют знаки препинания, но не всегда.
- Логические паузы отделяют группу подлежащего от сказуемого. (Кислая и очень полезная ягода клюква / растёт на болотах.)
- Логическая пауза – перед соединительными союзами и , или, да ( и) – даже если нет запятой. (Кислая / и очень полезная ягода клюква.)
- После точки – всегда длительная пауза.
- Логические паузы – при обратном порядке слов, инверсии. (Приятна мне / твоя прощальная краса. //)
Неправильно сделанная логическая пауза искажает смысл прочитанного и разрушает эстетическое впечатление. (Дети начальной школы могут так прочитать: «.. .Пришла, / рассыпалась, клоками /, повисла на суках дубов».) Логическая пауза вносит порядок в
речь читающего, приучает его владеть собой и, не торопясь, переходить от одного речевого звена к другому.
Логическое ударение
Темп и ритм
Темп и ритм – это скорость чтения. Они могут быть ускоренными и замедленными.
Это зависит от идейного замысла. («Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет…» – динамика действия передаётся ускоренным чтением.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь поля и горы полные воды свои…» – величественная красота природы передаётся замедленным чтением.) Темп рождается в результате правильной эстетической оценки текста. Темп и ритм связаны между собой и определяют музыкальность стиха.
Задание-практикум для учащихся
Изобразить графически интонацию и объяснить свой выбор:
Воля / и труд человека / дивные дива творят.
Истинное воспитание / состоит не столько в правилах, / сколько в упражнениях.
Глупость / и гордыня / растут на одном дереве.
Я выглянул в окно: // кругом был мрак / и вихорь.
Утомлённый ходьбой по болоту, / я присел на пень.
Статьи по теме
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Урок-коллоквиум: из опыта преподавания литературы в 5-6 классе
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Управляем интонацией – воздействуем на слушателей
- Педагогическая риторика: тренируем полетность речи
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы