Буктрейлер: развитие монологической речи обучающихся

Aвтор материала: Мачехина Ольга Николаевна -
кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Всероссийский конкурс медиапроектов «Страна Читалия»», ведущий эксперт ГАОУ ДПО Московский центр развития кадрового потенциала образования.
Эксперт: дидактика, методика преподавания истории, медиапроектирования
Проект автора: Страна Читалия

Итоговое собеседование, которое предстоит проходить обучающимся 9 класса для того, чтобы получить допуск к государственной итоговой аттестации за курс основной школы, предполагает владение умениями монологической речи.

Хорошо развитая монологическая речь представлена уверенным владением такими умениями как:

  • умение пересказать текст,
  • умение сделать описание,
  • умение сделать сообщение на заданную тему,
  • умение составить рассказ,
  • умение логически последовательно раскрыть заданную тему,
  • умение обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Для успешной подготовки к итоговому собеседованию педагоги могут использовать как традиционные методики, так и современные образовательные технологии, некоторые из которых связаны с достижениями цифровой дидактики. Одной из таких удачных технологий является технология Медиапроектирования.

Медиапроект

Медиапроектом принято называть любой проект в сфере медиабизнеса, рекламы и информационных коммуникаций, медиаобразования, имеющий определенную цель и аудиторию для воздействия,  ожидаемые создателями результаты, в том числе, доходы по итогам реализации.

Технология создания медиапроектов имеет продукт, который называется буктрейлер (от англ. booktrailer – досл. «тянущий книгу»).

Буктрейлер – видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о  книге.  Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание.

Алгоритм создания

Алгоритм создания буктрейлера, являющийся составной частью технологии медиапроектирования, включает в себя одиннадцать шагов-этапов:

  • мотивация к участию в проекте через демонстрацию образца,
  • выбор книги – основы буктрейлера,
  • чтение книги,
  • создание сценария,
  • создание ролика,
  • презентация ролика фокус-группе,
  • коррекция ролика,
  • участие в конкурсе,
  • рефлексия успешности проекта.

Видео-рассказ о  буктрейлере и процессе его создания снимается  на телефон, видеокамеру, вебкамеру.

Одним из этапов технологии медиапроектирования в формате буктрейлинга является  составление текста для озвучивания подобранных автором буктрейлера смысловых блоков, включенных в сценарий и составление текста для титров.

На этом этапе авторы буктрейлера формулируют предложения по тексту подписей (озвучивания) к видеоряду; в случае коллективного буктрейлера и наличия закадрового текста происходит распределение ролей, репетиция и запись текста.

Действия учителя

Педагог, который сопровождает создание буктрейлера, на этом этапе реализует несколько дидактических приёмов работы с текстом и работы с формированием умений монологической речи.

  • направляет работу с осмыслением прочитанного текста и, фактически, пересказом этого текста, но непременно выделяя наиболее яркие моменты, которые прежде произвели впечатление на самого автора буктрейлера.

Педагог акцентирует внимание на тех эмоциях, которые вызвал прочитанный текст у автора и на том, насколько соответствует подобранный видеоряд этим эмоциям.

  • учит выстраивать  многоаспектную,  системную работу в реализации собственного проекта.

При подготовке текста для включения в сценарий медиапроекта-буктрейлера и его последующего озвучивания реализуются основные функции монологической речи: информативная, воздействующая, эмоционально-оценочная.

Так, например,  информативная  функция чаще всего реализуется в повествовании или описании, а  воздействующая может быть реализована в рассуждении, в то время как оценочную функцию мы встречаем во всех трех видах.

Ещё одна функция, назовём её по отношению к медиапроектированию не просто оценочной, а эмоционально-оценочной, подразумевает оценку событий, предметов, явлений, поступков. Реализация этой функции очень важна для создания такого буктрейлера, который вызовет эмоциональный отклик у каждого, кто с ним познакомится.

Таким образом, можно сказать, что создание буктрейлера тесно связано с формированием и развитием умений монологической речи через выполнение оригинальных упражнений.

People vector created by rawpixel.com – www.freepik.com

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *