Три карточных настольных игры: адаптируем для РКИ

Преподаватель русского языка как иностранного, г. Кострома
Эксперт: филология, лингвистика

Настольные игры – игры вне времени. Несмотря на возможность играть с использованием гаджетов, настольные игры с кубиками (игральными костями), фишками и карточками любимы до сих пор.

Поговорим о трех настольных играх («Alias, или скажи иначе», «Activity», «Экивоки») и о том, как их можно адаптировать для занятий РКИ.

Игры не рассчитаны на применение на занятиях с иностранцами, поэтому важно (особенно на первых порах) минимизировать правила, взяв только основные.

Перечисленные настольные игры способствуют:

  •  актуализации знаний
  • закреплению лексики
  • мобилизации творческого потенциала
  • психологической готовности к речевому общению
  • развитию навыков речи, коммуникативных навыков
  • снятию психологических и языковых барьеров
  • развитию навыков командного взаимодействия.

Обозначим общее для данных игр:

Цель каждой игры – дойти первым до финиша
Играем в командах (лучше по 3-4 человека).

Подготовка преподавателя к игре (создание карточек); можно привлечь студентов, для них это будет полезно. Вначале, конечно, потребуются время и силы, чтобы создать определенный набор карточек. Но однажды заготовленные, они могут использоваться впоследствии многократно, а затем коллекцию карточек игры можно пополнять.

Узнать больше об играх можно на Мини-курсе “Игры на уроках РКИ”

Инвентарь:

  • игровое поле
  • карточки
  • игральные кости / кубики
  • фишки по количеству команд
  • секундомер / таймер
  • ручка, бумага / доска, мел (для «Activity» и «Экивоки»).

«Alias», или «Скажи иначе»

Цель игры – за отведенное время объяснить своей команде как можно больше слов. Выигрывает та команда, которая быстрее придет к финишу.
Суть игры – объяснить слова, используя описания, синонимы, антонимы и любые другие всевозможные словесные способы. Команды угадывают слова по очереди. С каждым новым ходом слова объясняет другой игрок команды.

Существует много вариантов игры. Для РКИ подойдет классический с таким игровым полем:

Основные правила:
1. Номер поля – это номер объясняемого слова в каждой карточке
2. Количество угаданных слов = количество шагов по игровому полю
3. Пропущенные слова в карточке = минусовые шаги (или по предварительной договоренности с игроками)
4. Черная ячейка – слова угадывают все команды

Проведению игры предшествует подготовка преподавателя: необходимо создать достаточное количество карточек. Удобно, что лексику можно взять из «Лексических минимумов». Можно брать слова разных частей речи, при этом игрок, который объясняет, может назвать, какой именно частью речи является слово.

Примеры аутентичной и адаптированной карточек:

«Activity»

Похожа на игру «Alias», но включает в себя варианты объяснений:
– слова
– жесты
– рисунок.
Нужно объяснить слово, полагаясь на цвет и символы, выпавшие на поле.

Карточки аутентичной игры Activity имеют три уровня сложности. Этот пункт убираем, и делаем карточки одинаковой «стоимости». Ниже – аутентичная и адаптированная карточки:

Конечно, преподавателю языка важно, чтобы на занятии обучающиеся как можно больше говорили, поэтому для данной игры предлагается сделать поле с бо́льшим количеством ячеек, которые требуют словесного объяснения.

В поле можно добавить ячейку, попав на которую, игрок будет объяснять слово для обеих команд (аналог «черной ячейки» в «Alias») Соответственно, команда,угадавшая слово первой, шагает вперед.

Электронная версия настольной игры “Добро пожаловать в Лингва-Лэнд”

«Экивоки»

Здесь еще больше способов объяснения слов. Их 5:
– слова
– наоборот (игрок с карточкой в руке читает вслух загаданное слово справа налево (не более 3-х раз), команда должна его восстановить и правильно произнести; записывать при этом ничего нельзя)
– рисунок
– жесты
– да/нет (чтобы отгадать слово, команда задает вопросы, игрок может отвечать только «да» или «нет». На выполнение этого задания может быть дано 2 минуты)
В классической игре в качестве шестого способа объяснения предлагается «песня»: объясняющему игроку нужно спеть песню, в которой встречается это слово. По понятным причинам такой вариант объяснения убираем, и вместо шестого используем карточки «Блиц» (о них ниже).
Время, отведенное на выполнение того или иного объяснения, рекомендуется определить преподавателю.

Основные правила:

  • Игрок одной команды бросает кубик. Выпавшее число показывает, какое слово на карточке нужно объяснить (своей команде) и каким способом.
  • В случае если команда угадывает слово / словосочетание, она продвигается вперед на соответствующее количество клеток.

Ниже приведены аутентичная и адаптированные карточки игры «Экивоки». Создавая карточки, преподаватель, в первую очередь, должен ориентироваться на языковой уровень своих учеников. И конечно, играть в «Экивоки» хорошо, когда вы располагаете достаточным количеством времени.

Создать свой набор карточек можно ЗДЕСЬ

Перед тем, как начать объяснять слово, игрок может озвучить команде тему, которая обозначена вверху карточки.
Учитывая то, что посредством игры мы развиваем коммуникативную компетенцию, учим общаться на языке, можно поменять «вознаграждение» за объяснение (например, 1 – жесты, 2 – рисунок, 3 – наоборот, 4 – слова, 5 – да / нет).
При угадывании слова на 5 баллов (да/нет) можно заранее обговорить с обучающимися несколько начальных вопросов, которые помогут приблизиться к разгадке (Это одушевленное (живое)? Это человек? и др.)
Если выпадает «шесть», то участникам предлагается карточка «Блиц». Эти карточки могут быть совершенно разнообразными, вот примеры некоторых их них:

В игре «Экивоки» много дополнительных опций («Аукцион», «Вредина», «Карма»). Для начала их можно исключить, а дальше – брать частично, на усмотрение преподавателя и игроков. В случае исключения названных опций, необходимо будет создать свое игровое поле. За основу можно взять, например, такое:

В заключение, перефразируя слова главного героя романа, написанного нашим великим Александром Сергеевичем, хочется сказать: «игре все возрасты покорны». Действительно, настольные игры не имеют возрастных ограничений, участники относятся к ним с большим интересом и энтузиазмом.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *