Обучение чтению младших школьников с РАС и интеллектуальными нарушениями на уроке «Чтение и развитие речи»

учитель начальных классов Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет».
Эксперт: логопедия, РАС, методика преподавания

Важнейшим компонентом школьного обучения является работа с литературным текстом. На текстовом материале учитель диагностирует актуальный уровень понимания и усвоения текста, делает прогноз на «день завтрашний» — то есть прогноз тех возможностей, которые откроются для развития школьника при создании оптимальных условий для его дальнейшего обучения.

Успешность обучения зависит от того, насколько хорошо ученик справляется с задачами на обнаружение смысловых связей в предложении:

  • понимает ли он, о ком или о чем говорится в тексте;
  • умеет ли он выявить, что причина, а что следствие;
  • что значимое, а что не значимое;
  • способен ли он ориентироваться в тексте.

Трудности в работе  с учениками с РАС и умственной отсталостью на уроке «Чтение и развитие речи»

  • неумение учеников найти начало и конец текста, предложения;
  • неумение найти ответы на вопросы по тексту в самом тексте либо в предложении;
  • сложности с нахождением учеником правильного ответа при опоре на серию картин. Например, ребенок читает предложение «Катя сделала укол ежику и дала ему лекарство». На вопрос «Кому сделали укол?», ученики испытывают трудности в принятии решения, т.к. предоставлен выбор из нескольких изображений игрушек;
  •  сложности с восприятием сюжетных иллюстраций: для детей с РАС характерно отсутствие целостного восприятия изображения, фрагментарность;
  • затруднения при ответе на вопрос по картинке, так как дети не могут быстро и правильно подобрать нужное слово. Наиболее сложно реализуется в речи глагольная лексика.

Коррекционные приемы, применяемые на уроке «Чтение и развитие речи»

Я использую тексты учебника Корсунской Б.Д. «Читаю сам», первоначально ориентированного на дошкольников.

Выбор данного учебника не случаен: в нем представлены небольшие тексты — не более 10 коротких нераспространенных предложений. Рассказы представляют собой небольшие истории без переносного смысла, метафор, неологизмов.

На изучение каждого текста, как правило, рассчитан один урок. Однако, количество часов, затрачиваемых на анализ рассказа, может варьироваться в зависимости от сложности нарушений учеников.

В работе над текстами реализуются несколько вариантов заданий:

  • По каждому предложению задается 2—3 вопроса для уточнения смысла.
  • Дети выполняют задания на соотнесение глагольной лексики с картинками.
  • Предлагаются тексты для пересказа.
    Рассказ разбирается на протяжении 2 уроков, и дома дети повторяют пройденный материал. На 3 уроке осуществляется закрепление: раскладывая картинки по принципу «что в начале? — что потом? — что в конце?», дети лучше запоминают пройденный текст. Далее по картинному плану дети его пересказывают.

  • Дети работают с тестовой формой:
    — выполняя задания на нахождение нужного ответа из трех-четырех предложенных
    вариантов;
    — выделяя нужную иллюстрацию к тексту или предложению;
    — выделяя «четвертого лишнего» в рамках заданий по прочитанному рассказу.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются инертностью мыслительных процессов, трудностями переключения с одного вида задания на другой.

  • Использование разных языковых кодов (в частности, буквенного при чтении, графического при письме) в течение одного занятия способствует улучшению скорости обработки текстовой информации.
  • В конце каждого задания по анализу текста, я предлагаю детям устный ответ записать письменно.

Важно учитывать периоды временной активности детей на занятии и в соответствии с ними выстраивать структуру урока. Важнейшим инструментом при обучении детей с РАС и интеллектуальной недостаточностью является постоянное стимулирование речевой и познавательной деятельности, произвольного внимания.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *