Запомнить числительные. Вроде бы, ничего сложного. Но у учеников с дислексией крайне плохо автоматизируются казалось бы элементарные вещи. Более того некоторые ребята испытывают трудности с запоминанием просто знакового обозначения числа.
Они могут путать между собой, например, 6 и 8, 8 и 9.
Особенно тяжело, когда к нужно их написать прописью, да еще и на иностранном языке.
К сожалению, это может быть совершенно не связано с тем, что дома не были приложены достаточные усилия не только со стороны вашего ученика, но часто и старших членов семьи. Как показывает практика, в большинстве случаев, на выполнение домашней работы (в подавляющем числе случаев совместно) у детей с дислексией уходит много часов. Иногда в 3, 4 раза больше, чем кажется учителю. А результат в классе все – равно может быть неудовлетворительным.
[ecwid_product id=”158312836″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
В данной ситуации многое зависит не только от ученика и родителей, но и от учителя.
От психологического настроя, с которым такой ученик идет в класс. Если он боится очередного позора или унижения, то даже та малость, которая оставалась в голове, будет утеряна. Как это сложно, жить в постоянном ожидании едких замечаний и подшучиваний, постоянного оценивания своих трудов на низший балл. Не удивительно, что со временем дети теряют желание стараться. Ведь успеха никогда не добиться!
Рекомендации для тех творческих и внимательных учителей
Очень неплохую помощь для активизации мозговой деятельности могут сослужить балансиры, фитболы. Даже двух, трехминутная стимуляция мозжечка и вестибулярной системы дает необходимый энергетический заряд.
При этом помним, если ребенок категорически избегает таких ощущений заставлять нельзя!
Этап запоминания
- Используем песенный материал.
Мне очень нравятся великолепно отрисованные, с незатейливым сюжетом песни Super Simple songs. В просторах интернета они доступны всем желающим. К нашей теме относятся, например, «How many fingers», «One potato, two potatoes».
Также есть различные number\ counting songs, где визуализируется и сама цифра, и ее написание прописью, и предметно – количественное обозначение.
*Послушайте в классе. Потанцуйте, спойте.
*Перешлите ссылку на песню в родительский чат, и дети смогут еще повеселиться, одновременно выполняя ту учебную нагрузку, которая нами запланирована, дома.
*Отлично, если у вас налажена практика видеоотчетов о том, как выполнялось задание дома.
Если в коллективе налажена хорошая атмосфера и даже небольшие огрехи с юмором (в этом хорошо помогает умение учителя признавать свои ошибки перед детьми и посмеяться над ними), то можно, по желанию ученика, некоторые видео зарисовки показывать перед группой.
- Следующий этап, активно не привлекающий непосредственно письмо, это использование различных карточек.
*Варианты на соответствие цифры и ее письменного обозначения. Здесь также возможны вариации – с проговариванием, молча (особенно хорошо, если на карточке есть штриховой код для самопроверки), дальнейшее раскладывание карточек без цифрового обозначения в прямом порядке и в обратном.
*Прикрепить листок, где заранее написано число буквами, к магнитной доске, на которой также уже есть блоки с цифрами.
*Соединение цифры и ее обозначения чертой.
* Можно разложить карточки с прописными цифрами по кабинету, называть числа (со зрительной опорой или уже без нее), а ребята их должны найти.
Вначале можно называть по порядку для закрепления порядка. Затем усложнять, называя хаотично, а дети, обнаружив все необходимое, сами разложат в необходимой очередности.
*Складывание слов из кассы букв. Можно попросить сильных учеников выступить в роли корректоров. После проверки их собственных вариантов, учитель предлагает им проверить тех, кто сделал попозже.
Здесь необходимо направить эту работу таким образом, чтобы у сильных ребят не возникало чувство превосходства и снисходительной помощи.
Напомню, что плакат с необходимой информацией нужен, но также важно, чтобы на момент отработки и автоматизации, у ребят к нему прямого доступа не было. То есть он должен находиться где – то, куда ученику необходимо будет подойти, посмотреть и запомнить увиденное.
Практикуйте такой способ, чтобы они могли подсмотреть одно число за один подход (слова с числами достаточно коротки для этого). Потому что дети торопятся, бегая бестолково.
Если у них нет ограничения, то очень часто они будут забывать увиденное, еще не добежав до рабочего пространства. Конечно, стоит учитывать, что у некоторых ребят объем рабочей памяти очень маленький, но лучше стараться стимулировать более долгое запоминание у плаката, чем беготня туда – сюда, учитывая при этом индивидуальные особенности.
Этап с прописыванием
- Для начала, возможно использовать контурные прописи, которые можно будет обвести, а потом продублировать самостоятельно.
- Списывание с визуальной опоры – доски, плаката. Учитель может разнообразить эту работу, укрепляя моторную память. Следует помнить, что у тех ребят, у которых есть трудности с почерком, очень много сил уходит просто на техническое исполнение процесса письма, поэтому важно не ругать их за некрасивое написание или помарки.
- Попросить обвести свою ладошку и в каждом пальчике написать число. Дома они могут украсить свои ладошки графическим дизайном. При обоюдном желании работы могут быть выставлены на обозрение.
- Очень хороший способ – многократное прописывание прописных цифр в соответствующей большой объемной цифре. Показать образец. Здесь важно поддерживать достаточное расстояние между словами, чтобы общее поле работы не превратилось в кашу.
Напомню, что без взаимодействия с семьей и понимания обеими сторонами преимуществ командной работы, выстроить максимально эффективную образовательную стратегию крайне сложно. Именно слаженная работа приносит плоды, ради которых вся команда и работает!
[ecwid_product id=”158264265″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
Другие статьи автора
Статьи по теме
- Как эффективно учить слова на уроках английского языка с детьми-дислексами
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
- Три упражнения на коррекцию дисграфии
- Словесные игры для развития речи обучающихся