Учим числительные с детьми-дислексами на уроках английского языка

Aвтор материала: Галина Волосовцева -
Основатель студии «Чудо Дети», учитель со стажем более 10 лет, лингвист, специалист по коррекции специфические нарушения учебных навыков, нейропедагог.
Эксперт: нейропедагогика, дислексия, дисграфия, дискалькулия и диспраксия, психологическая поддержка семей с детьми, имеющими трудности в обучении.
Проект автора: Чудо Дети

Запомнить числительные. Вроде бы, ничего сложного. Но  у учеников  с дислексией крайне плохо автоматизируются казалось бы элементарные вещи. Более того некоторые ребята испытывают трудности с запоминанием просто знакового обозначения числа.

Они могут путать между собой, например, 6 и 8, 8 и 9.

Особенно тяжело, когда к нужно их  написать прописью, да еще и на иностранном языке.

К сожалению, это может быть совершенно не связано с тем, что дома не были приложены достаточные усилия не только со стороны вашего ученика, но часто и старших членов семьи. Как показывает практика, в большинстве случаев, на выполнение домашней работы (в подавляющем числе случаев совместно) у детей с дислексией  уходит много часов. Иногда в 3, 4 раза больше, чем кажется учителю. А результат в классе все – равно может быть неудовлетворительным.

[ecwid_product id=”158312836″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]

В данной ситуации многое зависит не только от ученика и родителей, но и от учителя.

От психологического настроя, с которым такой ученик идет в класс. Если он боится очередного позора или унижения, то даже та малость, которая оставалась в голове, будет утеряна. Как это сложно, жить в постоянном ожидании едких замечаний и подшучиваний, постоянного оценивания своих трудов на низший балл. Не удивительно, что со временем дети теряют желание стараться. Ведь успеха никогда не добиться!

Рекомендации для тех творческих и внимательных учителей

Очень неплохую помощь для активизации мозговой деятельности могут сослужить балансиры, фитболы. Даже двух, трехминутная стимуляция мозжечка и вестибулярной системы дает необходимый  энергетический заряд.

При этом помним, если ребенок категорически избегает таких ощущений заставлять нельзя!

Этап запоминания

  • Используем песенный материал.

Мне очень нравятся великолепно отрисованные, с незатейливым сюжетом песни Super Simple songs. В просторах интернета они доступны всем желающим. К нашей теме относятся, например, «How many fingers», «One potato, two potatoes».

Также есть различные number\ counting songs, где визуализируется и сама цифра, и ее написание прописью, и предметно – количественное обозначение.

*Послушайте в классе. Потанцуйте, спойте.

*Перешлите ссылку на песню в родительский чат, и дети смогут еще повеселиться, одновременно выполняя ту учебную нагрузку, которая нами запланирована, дома.

*Отлично, если у вас налажена практика видеоотчетов о том, как выполнялось задание дома.

Если в коллективе налажена хорошая атмосфера и даже небольшие огрехи с юмором (в этом хорошо помогает умение учителя признавать свои ошибки перед детьми и посмеяться над ними), то можно, по желанию ученика, некоторые видео зарисовки показывать перед группой.

  • Следующий этап, активно не привлекающий непосредственно письмо, это использование различных карточек.

*Варианты на соответствие цифры и ее письменного обозначения. Здесь также возможны вариации – с проговариванием, молча (особенно хорошо, если на карточке есть штриховой код для самопроверки), дальнейшее раскладывание карточек без цифрового обозначения в прямом порядке и в обратном.

*Прикрепить листок, где заранее написано число буквами, к магнитной доске, на которой также уже есть блоки с цифрами.

*Соединение цифры и ее обозначения чертой.

* Можно разложить  карточки с прописными цифрами по кабинету, называть числа (со зрительной опорой или уже без нее), а ребята их должны найти.

Вначале можно называть по порядку для закрепления порядка. Затем усложнять, называя хаотично, а дети, обнаружив  все необходимое, сами разложат в необходимой очередности.

*Складывание слов из кассы букв. Можно попросить сильных учеников выступить в роли корректоров. После проверки их собственных вариантов, учитель предлагает им проверить тех, кто сделал попозже.

Здесь необходимо направить эту работу таким образом, чтобы у сильных ребят не возникало чувство превосходства и снисходительной помощи.

Напомню, что плакат с необходимой информацией нужен, но также важно, чтобы на момент отработки и автоматизации, у ребят к нему прямого доступа не было. То есть он должен находиться где – то, куда ученику необходимо будет подойти, посмотреть и запомнить увиденное.

Практикуйте такой способ, чтобы они могли подсмотреть одно число за один подход (слова с числами достаточно коротки для этого). Потому что дети торопятся, бегая бестолково.

Если у них нет ограничения, то очень часто они будут забывать увиденное, еще не добежав до рабочего пространства. Конечно, стоит учитывать, что у некоторых ребят объем рабочей памяти очень маленький, но лучше стараться стимулировать более долгое запоминание у плаката, чем беготня туда – сюда, учитывая при этом индивидуальные особенности.

Этап с прописыванием

  • Для начала, возможно использовать контурные прописи, которые можно будет обвести, а потом продублировать самостоятельно.
  • Списывание с визуальной опоры – доски, плаката. Учитель может разнообразить эту работу, укрепляя моторную память. Следует помнить, что у тех ребят, у которых есть трудности с почерком, очень много сил уходит просто на техническое исполнение процесса письма, поэтому важно не ругать их за некрасивое написание или помарки.
  • Попросить обвести свою ладошку и в каждом пальчике написать число. Дома они могут украсить свои ладошки графическим дизайном. При обоюдном желании работы могут быть выставлены на обозрение.

 

  • Очень хороший способ – многократное прописывание  прописных цифр в соответствующей большой объемной цифре. Показать образец. Здесь важно поддерживать достаточное расстояние между словами, чтобы общее поле работы не превратилось в кашу.

 

Напомню, что без взаимодействия с семьей и понимания обеими сторонами преимуществ командной работы, выстроить максимально эффективную образовательную стратегию крайне сложно. Именно слаженная  работа приносит плоды, ради которых вся команда и работает!

[ecwid_product id=”158264265″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *