Разрешение конфликтных ситуаций с помощью техник NVC (ННО)

Aвтор материала: Галина Волосовцева -
Психолог, нейропедагог, учитель. Эксперт в области дислексии, дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ. Специалист по коррекции почерка.⠀ Основатель онлайн-школы для детей с дислексией 'Южный Маяк'.⠀
Эксперт: нейропедагогика, дислексия, дисграфия, дискалькулия и диспраксия, психологическая поддержка семей с детьми, имеющими трудности в обучении.

Работая и учителем, и психологом, я постоянно сталкиваюсь с ситуациями, где очень важно не только решить острую, напряженную, а порой и конфликтную ситуацию, но провести беседу так, чтобы все стороны извлекли из этого пользу.
Один из практических методов, которые помогают лично мне, а также изменил жизни сотен тысяч людей – это Ненасильственное общение (Nonviolent communciation). Его создателем является Маршалл Розенберг.

Я хочу поделиться с вами практическими техниками и ситуациями, которые смогут вывести на совершенно новый уровень не только вашу работу, но и жизнь.

Рекомендуем вебинар “13 лайфхаков для нейроучителя или как обучать по законам мозга”

Джон Грэй, автор книги «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» сказал, что с помощью динамических коммуникативных техник ННО потенциальные конфликты превращаются в мирные диалоги. 

Речь – это инструмент учителя в его повседневной жизни. И случается, что мы используем его так, что он причиняет страдание как нам, так и тем, с кем мы беседуем. Умение слышать сердцем, как называет этот процесс доктор Розенберг, является существенным фактором решения конфликтов и даже недоведения до них:

«В жизни главное для меня – сопереживание, живой поток между мной и другими, основанный на взаимной отдаче от сердца».
Важным моментом, для того, чтобы техники ненасильственного общения сработали лично у вас, является желание прекратить причинять боль себе и другим; искреннее желание наладить связь с собой и с другими таким образом, чтобы наше природное сопереживание расцвело”. 

С младенчества мы обучаемся языку, который Маршалл Розенберг называет языком шакала – это язык сравнений, ярлыков, отстранения, самозащиты и нападения. Все эти реакции, обусловленные старыми паттернами реагирования, сводятся в постоянной практике ННО к минимуму.

Простое понимание или подавление этих реакций не приводит нас к успеху. Важна замена старых путей и привычек на новые.

Эксперимент

  • В Сиднейском университете провели эксперимент, который показал, что простое желание не думать о чем-то конкретном, не дает нам такой возможности.
    Суть эксперимента состояла в том, чтобы участникам давали установку не думать о красном цвете в течении 7 секунд. Потом им показывали карточки с надписями типа «красное яблоко» и после этого просили избегать мысли нужный срок. При её возникновении нужно было нажать кнопку. Участники не смогли справиться с задачей. Профессор Джоэл Пирсон, руководитель проекта, сообщил, что даже те испытуемые, которые не думали об объектах осознаваемо и не нажимали кнопку, делали это неосознанно и учёные смогли проследить след этой мысли.
  • Такая же реакция была, когда у людей был визуальный стимул с несколькими вариантов цветов. Они всё–равно думали о том, о чем  не следовало.

Однако, стоило предложить участникам стратегию отвлечения внимания, например, эффект исчез.

Результат:
Даже когда мы думаем, что мысли о раздражающем факторе нет, поскольку успешно подавили её в уме, она на самом деле ещё там. Просто не думать о чём-то: о нежелании ученика выполнить работу, о предстоящем срезе или о встрече с обозленными родителями – не сработает, потому, что мысль всё еще в нашем мозгу.

И это открытие предполагает, что неосознаваемые мысли влияют на наши решения и поведения. ННО может стать именно той самой стратегией отвлечения и замещения.
Итак, имея чёткое решение изменений, переходим к практике.

Для этого начнём направлять фокус (свет) своего сознания на четыре составляющих модели ненасильственного общения.
Для этого нет необходимости, чтобы человек, с которым мы говорим, также обладал навыками ННО. Достаточно только вас.

Общая задача состоит в том, чтобы высказать наблюдение (первая составляющая), сообщить о своих чувствах (вторая), проговорить свои потребности (третья) и озвучить просьбу, связанную с удовлетворением этих потребностей (четвёртая).

4 составляющих ННО:

1. Наблюдения
2. Чувства
3. Потребности
4. Просьбы

Пример

Возьмём ситуацию, когда родитель пришёл, потому что считает, что учитель не понимает индивидуальные особенности ребёнка (слишком медленно думает и работает). Он возмущён, приготовился «к бою», решительно настроен на скандал.
Учитель встречается с ним, общаясь методами ННО, не преследуя цели просто «отбиться» (защита) или также напряженно доказать свою правоту (ответное нападение).
Возьмём за цель – прийти к обоюдному решению мирным путём и найти наилучшие созидательные решения, которые удовлетворят на данный момент все стороны.
Родитель: Вы знаете, сколько дочь дома учила эти падежи? Ей было тяжело, она никак не могла их зазубрить! Нам пришлось несколько часов вместе это делать!!! Ночью, уставшая, она смогла их рассказать…И вот, пришла вся в слезах! Вы поставили ей двойку!

  • Для того, чтобы учитель смог сфокусироваться мыслями на техниках ненасильственного общения и заместить всплывающие в сознание привычные реакции, можно применить несколько вспомогательных шагов, которые помогут включиться эмпатическому принятию. И даже, если вы «сорвались» и отреагировали по – старому, всегда можно остановиться и вернуться к сопереживательному общению (ещё одно название ненасильственного общения).
    Маршалл Розенберг очень красочно показывал этот момент с помощью жирафьих ушей. Помните, вначале я говорила о том, что он называл наш привычный, насильственный язык, шакальим? Так вот, его антиподом является язык жирафа. Основатель метода взял это животное как символ, так как у него самое большое сердце. Чтобы учиться слышать (а этому надо именно учится, практиковать) то, о чем говорит, кричит, плачет сердце другого, нужно хотеть и уметь слушать не головой, а сердцем: “Я научился получать от жизни намного больше удовольствия, прислушиваясь только к тому, что происходит у людей в сердце, и не попадая в ловушку того, чем набиты их головы”.


Итак, мысленно «одевая» жирафьи ушки, учитель делает несколько вдохов, не торопясь отвечать: “Обучаясь применять на практике обсуждаемый нами процесс, важнее всего, не спешить. Мы можем чувствовать себя неловко, отходя от привычных схем поведения, которые в ходе накопления опыта стали автоматическими, но если мы поставили цель жить сознательно и в гармонии с нашими ценностями, тогда придется не спешить”

  • Следующим шагом может стать перефразировка сказанного оппонентом, чтобы убедиться в правильности понятого нами (часто мы слышим то, что привыкли, а не то, что говорит нам боль другого):
    Учитель: Я правильно понимаю, что вы расстроены, потому что Маша (назовем ребенка так) не получила заслуженную оценку за свои старания?

Важно не принимать обвинения в том, что реакция человека связана с вашими собственными действиями.
Действие, послужившее отправной точкой данной реакции, называется стимулом. А неудовлетворенная собственная потребность – причиной. Важно их не путать. Маршалл говорил, что мы никогда не злимся из – за слов или действий других.
Человек, если его боль слишком сильна, может и не понять, что вы его не обвиняете и продолжать в том же духе. Тогда и вы просто продолжайте перефразировать и переспрашивать, пока он вас не услышит.

Рекомендуем вебинар “Безотметочное обучение. Как мотивировать детей учиться?”

Родитель, зачастую с удивлением убеждаясь, что его слышат, понимают, и нет необходимости защищаться и нападать:
Родитель: Да! Я расстроена, потому что Маша не получила хорошую оценку. Ведь она очень старалась. Ей важно знать, что это было не зря!
Учитель, продолжая использовать безоценочное наблюдение: Да, теперь я точно вижу, что вы очень расстроены (эмоции), потому что вам необходимо видеть, что Машины старания будут замечены и подкреплены моим вниманием.
Родитель, уже не испытывая злости, соглашается.
Учитель: Вы знаете, я понимаю, что сейчас я сама расстроена (безоценочное наблюдение и эмоции), так как когда я попросила её ответить, она не сказала ни слова и я просто не знала о ситуации. Мне самой очень хочется, чтобы в классе царила такая атмосфера, при которой Маша смогла без страха ответить или объяснится (определение собственных потребностей – безопасность, уважение, честность). Поэтому я попрошу вас, чтобы она завтра пришла и рассказала мне то, что учила, если захочет на перемене. Я с радостью выслушаю её (чёткая просьба).
Родители, вдохновившись разговором, поговорили дома с ребёнком, и девочка спокойно смогла сдать задание. Поверив, что учитель на её стороне, она больше никогда не боялась отвечать. Никто из участников разговора не почувствовал себя униженным. Ситуация была решена.

Маршалл Розенберг утверждал, что для успешного решения конфликтов жизненно необходимо сохранять уважение. Уважение к себе и к другим.
А от себя добавлю, что меняя своё мышление, реагирование, мы меняем свою жизнь. Теряя врага внутри, мы прекращаем рождать их снаружи.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *