Развитие орфографической зоркости методом орфографического чтения

Aвтор материала: Маненко Лариса Васильевна -
учитель начальных классов, Средняя общеобразовательная школа № 59, станица Северская, Краснодарский край
Эксперт: педагогика и методика преподавания в начальной школе

Учителя, методисты, лингвисты, психологи, настойчиво ищут причины низкого уровня грамотности детей, чтобы принять меры в этой области, но пока без результата. Вопрос в том, как научить быть грамотными. Была разработана оригинальная методика обучения грамотности – «Орфография без правил».

Если взять грамматический словарь, в котором собраны все правила, по которым мы пишем слова, то по глаголу там представлено 40 таблиц и в каждой по 5-7 столбиков, то есть более 200 правил. И это только по глаголу, а ещё есть существительные, прилагательные, числительные и так далее.

Орфографическая грамотность

Под орфографической грамотностью мы понимаем составную часть общей языковой культуры человека, залог точности выражения мысли.

Орфографическая грамотность опирается на орфографическую зоркость, определяемую Генриеттой Григорьевой Граник как способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже написаны, орфограммы, а также определять их типы.

Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно нужно вводить термин «позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение (место) звука в слове в окружении соседей – других звуков – начинаю вводить с первого класса.

В основе грамотного письма лежит аналитико-систетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменять орфограммы соответствующими буквами.

Упражнения по развитию орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в определённой последовательности:

  • Письмо с проговариванием.

Сначала образец проговаривания дает учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

  • Списывание.

Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

  • Комментированное письмо.

Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

  • Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

  • Письмо под диктовку.

Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала учитель диектует слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

  • Письмо по памяти.

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

  • Творческие работы.

Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Примеры упражнений

Когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

  • Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

  • Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?
  • Уже в первом классе учащиеся должны уметь пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

1) определить место, где возникла орфографическая задача;

2) к какой группе правил относится данная орфограмма;

3) в какой части слова находится орфограмма;

4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5) определить в слове ударение;

6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7) написать слово в соответствии с правилом.

  • Предлагаем составить предложения по сюжетной картинке на тему «Следы на снегу». Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
  • Зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываем. Дети записывают его под диктовку.
  • Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
  • Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день -деньки; пень -пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
  • Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы.
  • Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Виды работ:

  • На доске напишите два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Попросите выписать слова только с удвоенной согласной.
  • При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаем детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, открываем доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использовать при изучении любой темы.
  • Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываем предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
  • Можно применять диктант «Проверь себя» (3-4 предложения). Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чем заключается  помощь учителя: предлагаем вспомнить правило, задаем вопрос или объясняем. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.
  • Используем на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Имена, фамилии, начинает буква

Клички, города – Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Лыжи, мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ– С буквой И всегда пиши.

****

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» получим «ест».

Станут «пенками» «пеньки»,

«уголками» – «угольки»,

«банька» в «банку» превратится.

Вот, что может получиться,

Если будем забывать.

Доказано, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок.

При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружения и опознавания орфограммы.

Статьи по теме

One thought on “Развитие орфографической зоркости методом орфографического чтения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *