Статусы в соцсетях: как работать на занятиях РКИ

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

В последнее время особую популярность среди пользователей Интернета приобрели статусы, которые можно считать особой разновидностью текста. Так как эта жизненная реалия, то ее с успехом можно использовать на занятиях с иностранными студентами в режиме онлайн.
Нельзя не учитывать того, что наши слушатели погружены в интернет, и именно он является той платформой, которая быстро обеспечивает межкультурную коммуникацию.
Но сталкиваясь с реальными статусами носителей русского языка в соцсетях иностранные обучающие испытывают трудности в понимании, так как это тексты отличающие от тех текстов, которые мы изучаем на занятиях и с точки зрения синтаксиса и лексики.

Возможно, вам будет интересен вебинар “Как за 20 минут создать настольную образовательную игру”

В словаре Ожегова статус обозначен как 1. Сложившееся состояние, положение (книжн.). С. общественных отношений, жизни общества.
2. Правовое положение (спец.). Правовой с. гражданина. Посёлку присвоен с. города.
3. Статус-кво (книжн.) сложившееся, существующее положение вещей.

Современное значение слово “статус” – это емкая фраза, крылатое выражение, размещаемая в соцсетях, отражающая настоящее положение дел. Статусы могут быть с картинками, видео, текстами и изменяться сиюминутно, в зависимости от настроения персоны.

Статусы, конечно, снимают барьеры в общении и расширяют круг знакомых, а  также являются новым типом общения, конечно.

Изменение значение слова привело и к появлению новых сочетаний этого слова: поставить статус, изменить статус, прокомментировать статус, прочитать статус, опубликовать статус, убрать статус, лайкнуть статус.

Какие бывают статусы и какой смысл они несут:

  •  Психоэмоциональное состояние человека.

  • Сообщения бытового характера

“Не беспокоить!”, “Занята”, “Ура, сдал сессию/защитил диплом/диссертацию”, “Я стала мамой”.

  • Крылатые выражения, афоризмы, пословицы, поговорки, шутки, каламбуры.

Цель таких статусов развеселить, поднять настроение, заставить задуматься о происходящем.

  • Социальный статус аватара или рекламное объявление.

Статус можно придумать самому, а можно воспользоваться сайтами, которые активно предлагают крылатые выражения, афоризмы по разным темам: любовь, дружба, юмор, Новый год, отношения, мужчины и женщины.

Как можно работать со статусом:

  • Говорим, что такое статус (многие из слушателей и до этого интересуются значением того, что видят у своих русскоязычных сокурсников), показываем на примере.
  • Просим найти статус в сети в соцсетях и мессенджерах.
  • Работаем с лексикой, грамматической основой предложения: порядок слов в предложении, падежные окончания, глаголы.
  • Читаем и анализируем статусы, распределяя их по категориям: эмоциональное состояние, занятость, сообщение бытового характера, афоризмы.

Возможно, вам будет интересен вебинар “Как эффективно использовать несплошные тексты на занятиях”

  • Создание собственных статусов согласно ситуации.
  • Выделение смысловых групп афоризмов, крылах выражений и пословиц/поговорок.
  • Разбираемся с юмористической основой высказывания: прямое-переносное значение слов.
  • Выделяем рекламные статусы – учимся определять синтаксическую основу и создаем собственные.

Соответственно, в онлайне можно устроить битву статусов, что безусловно, покажет “живой русский”, избавит от комплексов, связанных с общением.

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *