Новый взгляд на дистанционное обучение: как работает критическая цифровая педагогика

Пандемия форсировала развитие онлайн-образования — дистанционные занятия превратились из предмета обсуждения в реальность, к которой никто не был готов. Привычная атмосфера работы стала чередой нестройных видео, а глубокая неграмотность в цифровой педагогике привела к кризису. О том, как сделать онлайн-обучение эффективным, EduNeo рассказал создатель критической цифровой педагогики — директор DigitalPedagogyLab Университета Колорадо в США Шон Майкл Моррис, который даст мастер-класс «Обучение через экран: цифровая педагогика в условиях COVID-19» на конференции EdCrunchonDemand.

Мыслить критически: как онлайн-образование меняет мир

Директор DigitalPedagogyLab Шон Майкл Моррис — эксперт по критической цифровой педагогике, который занимается изучением всех аспектов в области онлайн-образования уже более четверти века. Задача Морриса — помочь учителям со всего мира осознать изменения и оптимально использовать в своей работе всё, что имеет отношение к онлайн-обучению — от образовательного дизайна до поведенческой психологии.


Доступность онлайн-образования — то, что позволяет полностью переосмыслить дистанционное обучение и понять, что цифровые технологии — не цель, а средство для реализации. Основой сферы образования остаётся поиск индивидуального подхода к каждому ученику и продуктивное межличностное общение. Эксперт уверен, что просто разместить ваши материалы на онлайн-платформе или в системе LMS — это ещё не обучение: «Мы должны спросить себя, какой подход к цифровым технологиям позволяет нам добраться до человека».

Ученикам необходим эффект присутствия — особенно в начальной школе, где без тесного контакта с наставником обучение невозможно. До пандемии чувство общности нам давали единые пространства, но с переходом в онлайн мы лишились социализации, а взаимоотношения между учителем и аудиторией сильно изменились. Для педагогов это вызов и огромная ответственность: с помощью цифровых технологий им нужно эффективно передать знания, объединить учеников и найти своё место в новой системе человеческого взаимодействия.

Фокус на важном: наука цифрового обучения

Залог успеха в дистанционном образовании — чувство перемен. Онлайн-обучение только начинает развиваться, и большинство учителей не понимает, как успеть за прогрессом, к тому же выбора по факту нет. Конечно, изменения были неизбежны, и пандемия лишь ускорила процесс внедрения онлайн-программ, однако паниковать не нужно. Освоить цифровые технологии можно в любом возрасте, но гораздо важнее понять свою роль как педагога. Этого в подготовке учителей и не хватает: они больше сосредоточены на технологиях, а само обучение отходит на второй план.
Педагоги столкнулись с беспрецедентным количеством вызовов. Многие из них не были готовы к таким резким переменам и поэтому просто стараются быть в курсе и продолжать обучение теми способами, которые им доступны. Чтобы критическая цифровая педагогика работала, учителя должны разбираться и в своём предмете и способах передачи знаний, и в онлайн-интересах учеников— от соцсетей и топовых новостей до трендов и стримингов. Ключ к этому — исследование всех аспектов влияния IT-технологий на нашу жизнь. Анализ этих данных существенно поможет всему сообществу после пандемии.

Вопрос на будущее: как мы можем изменить онлайн-образование


Сетевое обучение схоже с очным как минимум в том, что каждому участнику процесса нужно осознать свои возможности. Творчество и импровизация важны, но без базового понимания процессов бесполезны. Чтобы трезво оценивать их, нужна мультиграмотность. В это понятие входит умение пользоваться онлайн-инструментами, понимание специфики общения с учениками онлайн и осознание новой концепции преподавания. Учитель должен понимать, как меняется личность педагога в Интернет-среде, а не просто перенаправлять данные в новые источники.
Сейчас каждый учитель сам решает, какие технологии ему использовать: универсальной стратегии онлайн-обучения нет, шумихи вокруг цифровой педагогики много, а реального опыта мало. Пока что ученики предстают дубликатами друг друга, а учителя — машинами по обработке данных. Одна из ключевых задач критической цифровой педагогики — поиск индивидуального подхода без потери эффективности и работа в новых условиях с помощью современных инструментов: систем управления обучением, видеоконференций, сервисов для обнаружения плагиата и тестирования.

Как превратить среду цифрового обучения из формальной в критическую и динамичную? Почему нужно увидеть личность ученика за учётной записью? Как эмпатия поможет в интеграции новых форм обучения?

Ответы на эти и другие вопросы директор DigitalPedagogyLab Школы образования и развития человека Университета Колорадо в США Шон Майкл Моррис даст на VII глобальной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunchonDemand, где он станет спикером в одной из секций деловой программы в треке «Высшее образование». Конференция проводится НИТУ «МИСиС» и Университетом НТИ «20.35» при поддержке Минобрнауки РФ и Mail.ru Group. Мероприятие пройдёт с 8 по 10 декабря в онлайн-режиме на специальной интерактивной платформе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *