Циклическая рабочая тетрадь по русскому языку для самостоятельной работы учащихся-инофонов

Заместитель декана факультета, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания Мордовского государственного педагогического факультета им. М.Е. Евсевьева.
Эксперт: методика преподавания, лингвистика

Одним из результатов развития современного общества являются миграционные процессе. Следовательно, возникает проблема освоения этническими группами языка места пребывания. В нашем случае русского.

Учащихся-инофонов можно разделить на две группы:

  • учащиеся, совершенно не владеющие русским языком;
  • учащиеся, владеющих русским языком на разговорном уровне.

Учащихся, владеющих русским языком на продвинутом уровне, целесообразно называть билингвами.

Пути обучения детей-инофонов

  1. Для детей первой группы целесообразно организовать на базе школы или других образовательных учреждений элективные курсы по изучению русского языка на элементарном уровне, так как дети не способны самостоятельно изучать язык.
  2. Дети-инофоны второй группы способны заниматься самостоятельно при условии систематического контроля со стороны учителя.

Как показывает практика, рабочие тетради являются одним из перспективных средств обучения учашихся-инофонов.

Циклическая рабочая тетрадь

В качестве средства организации нами представлена циклическая рабочая тетрадь. Термин условный.

Структура такой тетради представляет собой недельную циклограмму. Такая организация работы позволяет привести в определенную систему все многообразие методов и приемов, используемых педагогом.

Кроме того, цикличность позволяет вернуться к определенному этапу работы через фиксированный промежуток времени, но уже на другом дидактическом материале.

Особенность:

  • задания должны быть дозированными.
  • носить текстоориентированный характер.
  • охватывать все уровни языка.
  • страничка рефлексии.
  • рубрика “для любознательных”.
  • памятка в конце тетради.

Задания распределяются по дням недели. За неделю учащиеся выполняют задания, направленные на актуализацию знаний на всех уровнях языка: от фонетики до синтаксиса.

Отдельный день оставляем на отработку основных правил орфографии.

Фрагмент для примера

Цикл 1

 

Задание 1. Ответьте, что делает кукушка с чужими яйцами. Озаглавьте текст.

Задание 2. Прочитайте текст, следя за правильным произношением выделенных слов (в этих словах произносится [ш], а не [ч])

 

Задание 3. Произнесите правильно следующие слова: чужой, вернувшийся, чувствительный, чаще, приемная.

Скажи одним предложением:

Я выполнял задание__________________________

Я понял, что__________________________________

Я научился_________________________________

У меня получилось__________________________

Расскажу дома, что___________________________

Задание 3. Составьте и запишите 3-4 предложения с некоторыми из слов предыдущего задания.

Скажи одним предложением:

Я выполнял задание__________________________

Я понял, что__________________________________

Я научился_________________________________

У меня получилось__________________________

Расскажу дома, что___________________________

Скажи одним предложением:

Я выполнял задание__________________________

Я понял, что__________________________________

Я научился_________________________________

У меня получилось__________________________

Расскажу дома, что___________________________

Пятница

Задание 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
О том, что кук…шки подбрасывают своих будущих д…тей в гнезда других птиц, знают, наверное, все. Но, конечно, лишь немногим уд..валось наблюдать, как это происходит. Перед тем как положить свое …йцо, кукушка обычно проглатывает чужое, чтобы вернувшаяся х..зяйка гн..зда не ул..вила своим чувствительным брюшком разницу в их количестве. Яйцо-подкидыш чуть больше по размеру, а по окраске чаще всего мало отл..чается от тех, что отложила приемная мать.

Скажи одним предложением:

Я выполнял задание__________________________

Я понял, что__________________________________

Я научился_________________________________

У меня получилось__________________________

Расскажу дома, что___________________________

Таким образом, дети-инофоны могут успешно и с интересом осваивать русский язык, самостоятельно работать и демонстрировать свои успехи учителю.

Понравилась статья? Ждем на вебинаре по работе с детьми-инофонами: http://eduneoweb.ru/best-rus

Статьи по теме

One thought on “Циклическая рабочая тетрадь по русскому языку для самостоятельной работы учащихся-инофонов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *