Интеллект-карта на уроках русского языка

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Количество научной информации увеличивается ежедневно, что сказывается на современном процессе обучения и ставит перед преподавателем  задачу по формированию прочных знаний основ наук.

Термины и понятия

Решение этой задачи непременно связано с формированием понятийно-терминологического аппарата. Знания человека состоят из понятий, которые словесно выражаются через термины. Чтобы составить представление о предмете, человек из всего огромного количества его свойств и признаков выделяет наиболее важные и существенные, что находит отражение в термине.

Термины и понятия находятся в определённых корреляционных отношениях: термин входит в определение понятия, но определение понятия не сводится к термину.

Следовательно, осуществляя терминологическую работу в учебном процессе, следует выяснять смысловое значение того или иного термина, так как это будет способствовать выделению наиболее существенных признаков соответствующего термину понятия.

При преднамеренном, специально организованном обучении одновременно происходят два процесса – эксплицитное, явное научение, контролируемое сознанием, и имплицитное, латентное научение, идущее на подсознательном уровне.

Технология визуализации ассоциативных связей опирается на теорию ассоциативного мышления и полимодальность человеческого восприятия. В ассоциативных экспериментах доказано, что при восприятии стимульного слова испытуемые обычно отвечают не произвольными словами, а теми, которые как‐то связаны с ними (похожие объекты, ситуации или действия), т. е. слова в памяти связаны между собой по определённым признакам.

Такие группы взаимосвязанных между собой слов называют ассоциативными сетями.

Для более полного описания и проникновения в термин возможно выстроить  информацию в виде рисунка, структура которого имеет некоторое сходство с деревом ассоциаций, возникающих при размышлении о некотором предмете (Т. Бьюзен).

Какую  информацию можно изобразить в виде интеллект-карты?

  • декларативная информация: понятия, факты, данные, законы, теории, концепции, идеи, классификации, принципы, категории, объекты;
  • процедурная информация: правила, способы, приёмы, общие и частные методы (индукция, дедукция, аналогия, интерполяция, экстраполяция, анализ, синтез и т. д), наблюдения, эксперименты, алгоритмы, логические операции (сериация, одномерное и многомерное сравнение, классификация, установление отношений и др.).

Как строить карту “от руки” или в онлайн-сервисах?

  • центральное понятие, факт, идея располагаются в центре.

  • Затем к центральному образу добавляются ассоциативно связанные с ним слова (ассоциации первого порядка), которые располагают на ветвях произвольной формы и цвета (главные ветви).

Выбор формы и цвета только на первый взгляд кажутся случайным, на самом деле они несут очень важную информацию о смысле изображённых на карте слов.

  • На следующем этапе к уже отображённым на карте словам‐ассоциациям добавляются ассоциации второго порядка, которые располагают на ответвлениях, добавляемых к главным ветвям.

При необходимости добавляются ассоциации третьего и т. п. порядков на соответствующих ответвлениях.

  • Для увеличения глубины переработки информации к каждой ассоциации подбирается или рисуется картинка, которая в образной форме должна наиболее точно отображать смысл ассоциации.
  • Для улучшения зрительного восприятия структуры карты можно выделить её отдельные ветви со всеми ответвлениями цветными фигурами (овал, прямоугольник, квадрат, произвольная фигура).

  • В завершении работы над картой следует отобразить объективные связи (двухсторонние стрелки), существующие между отдельными словами, расположенными на разных ветвях.

Сервисы для создания в режиме онлайн

Наряду с платными тарифами имеется и бесплатный. Возможность быстро работать командой.

Можно бесплатно скачать и попробовать.

Программа от автора методики интеллект-карт Тони Бьюзена. Посмотрите его видеоуроки, вдохновитесь и приступайте. Пробный период — семь дней.

Очень простой  онлайн-инструмент. Хорошо подойдет для тех, кому для создания карты памяти достаточно только текста, и кому не нужны такие элементы,  как изображения или прикрепленные файлы (в платной версии  можно добавлять изображения,  в бесплатной версии доступен только текст).

  • Ручка и бумага

Самый надёжный и проверенный ресурс. Редактируйте аналоговую ментальную карту в любое время, используйте разные цвета, стикеры или картинки. Помимо наглядной структуры ещё и удовольствие получите. Главный совет: выбирайте формат А3 или больше.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *