Как организовать работу над лонгридом с учениками, или Подводные камни создания команды

Aвтор материала: Диана Куваева -
учитель начальных классов МАОУ-СОШ № 137 г. Екатеринбурга, магистр психологии, психолог - консультант.
Эксперт: психология, педагогика

Лонгри́д — (англ. longread; long read — букв. «долгое чтение») — формат подачи журналистских материалов в интернете (англ. Long-form journalism).

Специфика:

  • Большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики, аудиофайлов (однако это не является строгим правилом).
  • Формат  предполагает чтение материала с различных электронных носителей. Он также позволяет читателю преодолеть «информационный шум» и полностью погрузиться в тему статьи.
  • Практически любой лонгрид разрабатывается в формате цифрового сторителлинга.

Цифровой сторителлинг – это явление нового времени, дитя развития технологий. Он позволяет усилить воздействие историй с помощью различных цифровых устройств и гаджетов: электронного проектора, компьютера, планшета, смартфона.

Почему создание лонгридов в школе актуально?

Школа утратила монополию на образование детей. Практически на любой вопрос мы найдем ответ в Интернете.

Поэтому для большинства учителей учить современных подростков – большая проблема!

Как учесть их особенности? Как встроить их умения в образовательный процесс? Как заинтересовать и научить их?

Для образования это новый вид проектной деятельности,  в котором дети осваивают множество областей: основы работы с видео, создание инфографики и текстовых материалов, основы соцопросов и интервью и многое другое.

Обучение в такой среде способствует развитию метапредметных умений:

  • творчески мыслить,
  • работать с информацией с помощью цифровых технологий,
  • эффективно использовать устную и письменную коммуникацию,
  • сотрудничать.

Работать над лонгридом может как один ребёнок, так и группа детей. Работа над проектом в команде позволяет задействовать детей абсолютно разных категорий, независимо от социального статуса, материального положения, уровня развития медиакомпетенций. Кроме того, появляется реальная возможность объединить в одной группе как одаренных детей, так и детей с ОВЗ.

Ребенок с ОВЗ, возможно, никогда не напишет увлекательный текст и не разработает сценарий фильма, но он прекрасно справится с монтажом или обработкой фото и аудио. Это позволяет дать детям равные образовательные возможности, повысить самооценку, создать ситуацию успеха. Для меня, как учителя, это наиболее важный момент.

Основная цель любого лонгрида – рассказать по-новому об уже известном либо недавно свершившемся.

Здесь очень важно мотивировать посмотреть на информацию/ситуацию под необычным углом, чему собственно и способствует применение медиафрагментов.

Трудности

  • С одной стороны, учитель может дать готовую тему (если это учебный лонгрид как замена наскучивших презентаций).

Примеры:

Пример лонгрида, который выполнила ученица 10 класса.

 

Или , например, лонгрид, выполненный учеником 8 класс – проба пера.

  • С другой – тему предлагают сами детиВ чем же сложность? Да в том, что учитель сначала должен ответить на вопрос «Насколько я сам готов разработать эту тему?» Поверьте, энтузиазм и креатив детей зашкаливает, а ведь вы, как наставник, должны хотя бы немного опережать детей! Кроме того, будьте готовы к тому, что дети преподнесут вам информацию совсем не так, как вы ожидали.
  • Будьте готовы спорить, доказывать, аргументировать. Ваша задача «фильтровать контент» и убедить в этой необходимости детей, то есть убрать все спорные недоказуемые и непроверенные моменты.
  • Важно и сохранение авторского права на представляемые материалы (если дети взяли фото или другие материалы из Интернета) и эксклюзивность контента (а есть ли их собственные мысли?).
  • Также необходима фильтрация на предмет соответствия УК РФ – отсутствие материала, экстремистского характера, вызывающего национальную рознь и др. Поверьте, бывает что у учителя и детей может быть абсолютно разный взгляд на одни и те же вещи!

Примеры

В качестве примера предлагаю журналистские работы детей.

Лонгрид 8-11 классов.

Ученики собрали историю промышленно-исторического памятника, уникального карьера, любимого многими, который по безответственности людей затопило. Сейчас он напрямую угрожает поселку, так как  вода прибывает.

Лонгрид учащихся 6 класса

Дети провели реальное журналистское расследование по проблеме освещения в нашем поселке (здесь очень тонкая политическая подоплека) и представили на обсуждение.

Работа в группе

  • Важно ненавязчиво подталкивать учащихся к реальному распределению ролей, чтобы каждому нашлась работа.

Всегда есть энтузиаст из числа учащихся. Учитель же – спикер, тьютор, третейский судья.

Группа более 5-6 детей работать не будет!

Наиболее продуктивно работает группа из 3-4 детей!

  • Вместе с учащимися определяете, какие мультимедийные элементы будут включены (что вы представите в этом формате), как их сделать, заодно распределяете ответственность.

Сложность

Подготовка медиа. Вы как учитель должны уметь создавать инфографику, монтировать видео, работать в фотошопе и т.д. Дети будут постоянно обращаться за советом, важно не потерять авторитет и говорить с ними на одном языке.

Если честно, у меня была отправная точка «0». За месяц освоила все, хоть и потратила много времени.  

  • Планируйте содержание согласно возрасту. Мировосприятие у учащихся 5 и 11 класса разное.

С младшими нужно больше времени на разработку. Им целесообразно предлагать не очень сложную структуру лонгрида. Важно с любыми детьми очень важно живое обсуждение, поддержка мнений, высказываться должен каждый ребенок, для них это очень значимо.

По опыту скажу, что «слабые» в учебе дети бывают в лонгриде намного сильнее и креативнее «сильных» (привыкших работать в рамках), надо только помочь им раскрыться.

  • Будьте готовы к тому, что дети вас обгонят по знаниям и умениям, и относитесь к этому с уважением. Лично для меня это просто высший пилотаж – ведь если ученик превзошел своего учителя, значит, вы правильно построили работу!

В этом году учащиеся школы выиграли городской конкурс и получили возможность освещать наравне с профессиональными СМИ Международную выставку Smart Expo-Ural, а также Всероссийский конкурс «Инженериада УГМК».

Современное информационное пространство позволяет стереть грани между сельской и городской школой, и наши работы – реальное тому подтверждение.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *