«Эврика!» – это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо всем с детства. Это слово – не просто констатация факта находки.
Что такое эвристика?
Эвристика – искусство нахождения истины. “В частности, применяется для характеристики системы образования, при которой ученика обучают самостоятельно находить объяснение явлений” (цит. по А. Эндрю, 1985).
А также, Эвристика – общая методика решения задач.
Творчество – это эвристическая деятельность, суть которой состоит в быстром понимании, схватывании основной идеи, сущности понятия, во внезапном нахождении приема действия или образа.
В наиболее отчетливой форме эвристика реализуется в специальных правилах, регулирующих эвристическую деятельность. Роль и функции таких правил легко проследить на примере афоризмов.
Афоризм (от греч.-ограничивать) – изречение в форме фразы, выражающее какую-нибудь законченную и обобщенную мысль кратко по форме, убедительно по содержанию и ярко по изложению.
Языковые афоризмы, обладая многими функциями и качествами, исследуются с разных сторон. Нас будет интересовать только эвристические качества языковых афоризмах, такие как:
- предписывающий характер действий. Например, “Береги платье снову, а честь смолоду”. Пословица не рассматривает, как надо вести себя в конкретной ситуации – это предмет размышления каждого.
- совет по организации интеллектуального поведения. Например, “Береженного Бог бережет”. Пословица предписывает определенный тип поведения.
- побудительный характер к мыслительной деятельности.
Имеется достаточно примеров разработки систем эвристического поиска, регулирующих поведение человека на производстве, в семье, в предпринимательстве. Приведем итоговую систему афоризмов, которые основаны на эвристических качествах:
Десять способов изменить мнение людей
Чтоб повлиять на человека, не вызывая обиды, следует:
- Начинайте свою беседу с похвалы и искреннего восхищения.
- Не говорите прямо человеку о его ошибках.
- Прежде чем критиковать других, укажите на свои собственные ошибки.
- Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
- Дайте возможность другому человеку сохранить свою репутацию.
- Хвалите человека за его малейшие достижения. Будьте искренни и щедры в похвалах.
- Создайте человеку хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
- Прибегайте к поощрению. Старайтесь показать человеку, что совершенную им ошибку легко исправить, что то, что вы от него хотите добиться, легко осуществить.
- Поступайте так, чтоб человек был счастлив сделать то, что вы ему предлагаете.
Таким образом, исследуя высказывания деятелей науки в разные исторические периоды фактически удается зафиксировать и обобщить определенные черты познавательной деятельности.
Правила предпочтения в эвристике
- Более легкое предпочтительнее более трудному. Чем труднее, тем больше ошибок.
- Более знакомое предпочтите менее знакомому.
- Объект, имеющий больше точек соприкосновения с вашей задачей, предпочтительнее объекта, имеющего по меньше таких точек.
- Целое предпочтительнее части целого. Не надо замыкаться на изучении маловажных деталей.
- Главные компоненты предпочтительнее прочим частям задачи. Главное: формы, структуры, стороны.
- Более близкая информация предпочтительнее более далекой.
- Ранее решенные задачи с тем же неизвестным, что и в исходной задаче, предпочтительнее ранее решенным задачам.
- Ранее решенные задачи с родственным неизвестным, предпочтительнее прочих ранее решенных задач.
Эвристический метод. Формы занятий.
Погружение – погружение в течение определенного времени, в определенную историческую эпоху, в физическую теорию, в творчество писателя.
Метод вживания – ученик пытается проникнуть во внутрь объекта, вжиться в него, почувствовать его (например, стать на время цветком).
Метод символического видения – заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль— символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) после предлагается изобразить его.
Метод образного видения – предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа.
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан) – для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод агглютинации – ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег.
Метод «Если бы…» – ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся.
Примеры таких заданий:
– изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
– дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;
– сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
– составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;
– придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
– изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
– разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.
Таким образом, главная особенность технологии эвристического образования состоит в том, что личная творческая деятельность ученика и изучение образовательных базовых стандартов меняются местами.
Читать статьи по теме:
Три вредные читательские привычки и два способа от них избавиться
Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
Использование вариантов игры «слово в словах» на занятиях русского языка
Другие статьи автора
- Каллиграфия: красивый почерк и развитие речи
- Корректируем дисграфию у студентов
- Использование блог-технологий в учебном процессе вуза
- Как создать лингвистический интернет-мем для занятий по русскому языку и культуре речи
- Творческие задания на уроках русского языка
- Диктант: специфика применения в техническом вузе
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы