Методы обучения, которые работают: перевод статьи д-р Дамодхаран В.С. и м-р Ренгараджан В.

Перевод статьи подготовлен специалистами компании EnglishDom

Образование — это свет, который указывает человечеству верное направление роста. Цель образования — не только обучить студента грамоте, но и развить в нем рациональное мышление, осознанность и самодостаточность. Когда есть желание измениться, есть надежда на прогресс в любой области.

Традиции образования

В контексте образования до наступления эры технологий, учитель выступает в роли передатчика либо источника информации. Учебным материалом является сообщение, либо информация, а учащиеся становятся получателями этой информации. Что касается способа предоставления информации, преподаватель может донести сообщение устно и записывая его на доске, или проецируя материалы с прозрачных слайдов с помощью графопроектора.

 

Эта контролируемая модель обучения берёт свои основы в поведенческом обучении (Скиннер, 1938). Это популярная техника, которая десятилетиями использовалась в качестве образовательной стратегии во всех учебных заведениях.

Суть: учитель преподносит материал лекции, а учащиеся слушают лекцию.

Студенты и преподаватели в большинстве университетов отмечают, что традиционно принятый подход к лекциям ограничивает эффективность как при обучении, так и при изучении. Во время такой лекции учащимся отводится пассивная роль, и они теряют концентрацию спустя 15–20 минут.

Вот некоторые ограничения, которые могут возобладать в учебном процессе:

  • Обучение в классной комнате путём диктовки и записывания мелом на доске является «односторонним потоком» информации.

  • Учителя часто говорят без перерыва, не получая ответов и обратной связи от студентов.
  • Материал излагается только на основе заметок и учебников лектора.
  • Преподавание и обучение основаны на методе «подключи и работай», не на практических аспектах.
  • Почерк лектора решает судьбу предмета.
  • В классе недостаточно взаимодействия со студентами.
  • Основной упор делается на теории, без подкрепления практическими примерами из реальной жизни.
  • Изучение основано на запоминании, а не на понимании.
  • Учебный процесс направлен на получение оценок, а не на достижение результатов.

Мультимедиа образование

Мультимедиа — это объединение различных типов цифровых медиа, таких как текст, изображения, аудио и видео, в интегрированном мультисенсорном интерактивном приложении или презентации, с целью передачи донесения информации до аудитории.

В настоящее время многие учебные заведения переходят на проблемное обучение, пытаясь готовить выпускников, способных к критическому, аналитическому мышлению, умеющих решать проблемы.

Знание больше не конечная цель, но средство, которое помогает решать проблемы и побуждает учиться на протяжении всей жизни.

Над созданием проекта студенты обычно работают в группе. Студенты учатся работать сообща, сотрудничать, использовать социальные навыки и выполнять разные задачи для достижения общих целей проекта.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТРАДИЦИОННЫМ И МУЛЬТИМЕДИА ПОДХОДАМИ

Инструменты обучения

Ментальная карта

Идею ментальных карт разработал в конце 60-х годов Тони Бузан. Задача ментальных карт — помочь студентам делать записи, используя только ключевые слова и изображения.

Но ментальные карты могут также применяться учителями как принципиально новый формат изложения понятий.

Нелинейная природа ментальных карт

помогает в сопоставлении и построении связей между разными элементами карты.

помогает освежить информацию

является эффективным инструментом мнемоники, а запоминание изображённой формы и структуры может дать необходимые подсказки для запоминания информации в самой карте.

В основе идеи ментальных карт лежит понимание того, что человек намного эффективнее учится и запоминает информацию, если в процессе обучения задействуется весь спектр доступных нам визуальных и сенсорных инструментов.

Изображения, музыка, цвета, даже ощущения и запахи играют свою роль в процессе обучения, помогая надолго запомнить информацию.

Главное — создавать ментальные карты, которые бы в полной мере задействовали всё вышеназванное, основываясь на нашем собственном творчестве, мышлении и перекрестных связях между идеями, которые существуют в нашем собственном разумею

Юмор как эффективный прием обучения

Позитивный взгляд на жизнь помогает укрепить близкие взаимоотношения между педагогами и студентами, а также снизить напряжение во время сложной лекции или изучения непростой темы. Когда есть желание измениться, есть надежда на прогресс в любой области.

Преподавание — вызов.

Изучение материала — вызов.

Эффективно сочетать первое и второе — вызов.

Уметь шутить — вызов.

Однако смеяться — легко.

Мы уверены, исходя из нашего опыта и результатов исследований, что юмор в обучении — очень эффективный инструмент как для учителя, так и для ученика.

Многочисленные исследования в области рекламы доказали, что юмор является наиболее эффективным инструментом для усиления запоминаемости рекламы.

Непринуждённую атмосферу в классе легко создать, читая анекдоты или слушая профессиональных комиков. Студентов следует поощрять делать заметки, особенно для того, чтобы научиться у профессионалов таким техникам, как преувеличение, паузы, и выбор правильного момента. Наблюдайте за реальностью и преувеличивайте её — юмор во многом заключается в умении наблюдать за реальностью и подмечать ситуации из жизни.

Подход от “А до Я”

Этот подход заключается в том, что в первую очередь объясняется практическая сторона того или иного понятия. Учитель объясняет, как применяется определённое понятие, и результат его применения.

Например, в сфере менеджмента мотивация сотрудников объясняется с точки зрения получения выгоды бизнесом за счёт внедрения системы повышений и премий.

Сначала учитель рассказывает о том, как применяется система повышений, и студентам становится интересно, в чём суть повышений и премий. Учитель объясняет, что такое повышение, и как применяется теория мотивации в сфере управления.

Приведём ещё один пример: на лекциях по бухгалтерскому делу учитель сначала рассказывает об отчёте о финансовых результатах и бухгалтерском балансе, а затем обращает внимание студентов на систему двойной записи в бухгалтерском учёте.

Преимущества:

  • Отдельно взятое понятие преподносится в доходчивой форме.
  • Студентам интересно детальнее исследовать понятие.
  • Студенты надолго запоминают изученное понятие и могут установить прочные логические связи.

Недостатки:

  • Учителю требуется много времени для того, чтобы рассказать о понятии.
  • Поначалу студенты будут испытывать сложности с восприятием отдельного понятия.

Текст:
Эксперимент: свободное падение предметов
Попробуйте провести эксперимент самостоятельно.
Уроните несколько предметов.
Источник: «Зрительное обучение».

Подход «от Я до А» можно объяснить на примере этих двух рисунков. На первом рисунке человек бросает с вершины здания пушечное ядро и свинцовый грузик. Гипотеза для эксперимента заключается в том, что предметы в свободном падении коснутся земли в один и тот же момент времени. На втором рисунке ядро и грузик достигли земли.

Текст: Эксперимент: свободное падение предметов.
Наш эксперимент подтвердил, что теоретическая гипотеза верна, и два объекта разного размера падают с одинаковой скоростью. Это происходит потому, что ускорение, которое получают объекты в поле действия силы (тяготения), не зависит от массы объектов (за вычетом сопротивления воздуха).
Источник: «Зрительное обучение».

Данная симуляция повторяет эксперимент Галилея, который наблюдал одновременное падение предметов. Рисунок выше объясняет теорию Галилея на практике. Учитель объясняет, как два объекта достигнут земли, будучи отпущены с определенной высоты над землёй.

При традиционном подходе к преподаванию сначала объясняется теорема, а затем её применение. Но подход «от Я до А» идёт от обратного: сначала объясняя практическое применение, а затем уже теорию. Затем учитель рассказывает о том, что падение предметов с одинаковой скоростью было доказано Галилеем.

В примере выше описывается (возможно, мифический) эксперимент, во время которого Галилей бросал два предмета с Пизанской башни, демонстрируя скорость их падения.

Словесный подход

Этот подход не заключается в том, чтобы рассказывать об определенном понятии долгое время.

Вместо этого учитель доносит идею, полагаясь на приёмы мнемотехники или ассоциативного запоминания.

Учитель произносит отдельные слова, а не предложения, и переходит на связные предложения только после того, как учащиеся в общих чертах поймут значение определенного понятия.

Эта техника может применяться учителями, например, при изучении языков, как эффективный способ увеличить и развить словарный запас учащихся.

  • Интенсивно используется словарь.
  • Учащиеся развивают владение словом.
  • Учитель, в свою очередь, узнаёт много слов, относящихся к определённому понятию.

Ролевые игры и сценарный анализ

Ролевые игры и сценарный анализ используются, в основном, в организациях, где необходимо проанализировать проблемы, существующие внутри организации, и также применяются в управленческих учреждениях.

Но подобная практика может быть опробована и в других специальностях, в том числе в области науки и техники. Занятия в сфере науки и инженерного дела имеют прикладной характер, но его можно усилить.

Учащимся даётся сценарий и различные варианты решения конкретной проблемы, и они учатся самостоятельно решать задачи в данной конкретной сфере.

Например, на лекциях по бухгалтерскому учёту задачи бухгалтера можно объяснить с помощью ролевой игры. Студенты получают квитанции и счета на оплату, и по просьбе учителя берут на себя роль бухгалтера. Реальные записи, относящиеся к транзакциям, создаются студентами самостоятельно, и это более практичный подход к обучению, в котором теория дополняется надлежащими практическими знаниями.

Подобные техники могут применяться на занятиях по менеджменту, инженерному делу, и прикладным наукам.

Вывод: Информационные технологии во всем мире радикально меняют подход к образованию для студентов, преподавателей и сотрудников учебных заведений. Таким образом, успех обучения зависит от того, насколько успешно организованы общение и внедрение инноваций.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *