Вопросу формирования функциональной грамотности при обучении русскому языку как иностранному уделено гораздо меньше внимания, чем в обучении русскому языку в целом.
Конечно, при обучении иностранному языку тесты PISA интересуют преподавателя в последнюю очередь. Но компетенции, в которых очень часто заинтересованы учащиеся, изучающие иностранный язык, очень похожи на компетенции, сформированность которых проверяет PISA: умение человека применить полученную информацию на практике.
Особенно в подобных компетенциях заинтересованы обучающиеся, которые учатся в другой стране или собираются туда поехать.
Основываясь на собственном опыте работы с иностранцами, предлагаю следующие темы для текстов, формирующих функциональную грамотность:
- расписание занятий;
- поиск билетов в театр, на концерты;
- заполнение электронных анкет, опросов, анкет регистрации;
- поиск билетов на все виды транспорта;
- использование кулинарных рецептов;
- выбор товаров в Интернете;
- в салоне сотовой связи.
Тексты должны использоваться как сплошные, так и несплошные. Причем несплошные тексты в силу того, что редко используются в учебниках, необходимо использовать как можно чаще.
Рекомендуем посмотреть вебинар “Как эффективно использовать несплошные тексты на занятиях”
Пример работы с мини-текстом “Как купить билеты в театр или на концерт?”
Вопросы и задания к тексту
Блок 1.
-
-
-
- Составьте кластер по тексту: куда можно сходить в Москве на спектакль или концерт.
- Сколько стоит билет на спектакль «Иван Царевич и Василиса» в Московском театре теней?
- Рассмотрите схему зала любого, из предложенных в тексте, театров и подумайте, билет на какой ряд и какое место вы бы купили?
- Какой театр ближе от того места, где вы живете?
-
-
Блок 2.
Отметьте верные утверждения значком v.
1. В филармонии можно посмотреть спектакль.
2. Билеты в театр можно купить только непосредственно в театре.
3. Театры в Москве находятся недалеко друг от друга.
4. На спектакль «Царевна лягушка» приходят родители с маленькими детьми.
5. Проложить маршрут от дома до театра или Филармонии можно в Яндекс Карте.
Блок 3.
- Выберете театр и спектакль, который вам понравятся на сайте https://www.ticketland.ru/teatry/ и проложите маршрут от дома до театра.
- Сколько времени, с учетом метрополитена, вам понадобится, чтобы добраться до театра?
Уровень владения русским языком иностранцев – I сертификационный.
Мне кажется, что внедрение в учебный процесс подобных заданий к текстам позволит совершенствовать навыки функциональной грамотности студентов, изучающих русский язык как иностранный, что даст им возможность успешно
применять их в жизни.
Другие статьи автора
- Лекция-мастер-класс: основные рекомендации
- Как легко и просто начать учебный год: мнение экспертов
- Диктант: специфика применения в техническом вузе
- Основные тренды в образовании: по итогам конференций
- Каскадный метод контроля знаний в вузе
- Дисграфия: изучаем письменные работы студентов
- Каллиграфия: красивый почерк и развитие речи
Статьи по теме
- Работа с несплошным текстом на уроке русского языка: кассовый чек
- Читаем несплошные тексты на занятиях: работа по тактам
- Приемы работы с несплошным текстом на уроках русского языка
- Работа с несплошными текста как способ развития навыков функционального чтения
- Саммари: Марк Леви “Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей”