Электронные тетради: создание, структура, примеры

Aвтор материала: Михаил Коломийцев -
учитель в ЦДО "Ростовская санаторная школа-интернат №28" .
Эксперт: в области географии, педагогики, методики дистанционного обучения

Дистанционное обучение обладает рядом отличий от очного обучения. Например, удаленность ученика от учителя. Как решить данную проблему? В этом нам могут помочь электронные тетради.

Электронная тетрадь предполагает совместную деятельность ученика и учителя во время урока и позволяет размещать весь необходимый материал в одном месте.

Как правильно составлять тесты для занятий? Вебинар “Тесты на занятиях: современные принципы создания и сервисы”

  • Принципы создания, виды, ошибки при составлении.
  • Онлайн-сервисы для создания тестов.
  • Организация тестирования в режиме реального времени.
  • Создание интерактивных рабочих листов.

Записаться на вебинар: здесь.

Инструменты для создания электронных тетрадей

1.Для создания электронной интерактивной тетради потребуется можно использовать возможности диска Google. За основу тетради берется текстовый документ Google на базе которого и будет создана тетрадь. 

2. Сервисы для создания интерактивных упражнений, которые встраиваются в электронную тетрадь. Я использую:

  • LearningApps – полностью бесплатный онлайн-сервис, позволяющий создавать разнообразные интерактивные упражнения для проверки знаний.

Достоинства: сервис русифицирован (в общем и целом), имеет 25 различных конструкторов и инструментов, прост в освоении, можно использовать упражнения других авторов в качестве шаблона.

Основной недостаток сервиса: учитель создавший упражнение на данном сайте не имеет возможности получить обратную связь и проверить как обучающийся выполнил упражнение. В этом случае я использую ключевое/секретное слово, которое появляется по окончании работы с упражнением. Таким образом мною была решена проблема обратной связи.

Например, упражнение “Северная Америка: географические объекты” – https://learningapps.org/watch?v=pvwt132x518

  • еТреники — это российский онлайн-конструктор учебных тренажёров. Каж­дый тре­на­жёр получает на сайте уни­каль­ный код и до­сту­пен всем же­ла­ю­щим. Можно поделиться ссылкой или встроить ее в электронную тетрадь.

На сайте имеется пять типов тренажеров, позволяющих создавать интерактивные упражнения.

Пример “Африка: географические объекты” –   https://etreniki.ru/D261YWGJW6

  • Образовательная платформа Lecta. Использую готовые упражнения, для вставки в электронную тетрадь.

Например, упражнение “Океанические течения” –  https://lecta.ru/atlaspluscontent/objects/b084561/index.html.

3. Для проверки домашних заданий хорошо подходят Google формы (подробности читайте ниже).

Дополнительно: Как за 5 минут создать онлайн-тест для слушателей

Структура электронных тетрадей и наполнение

Перед созданием урока необходимо продумать саму структуру занятия. Классический вариант: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление изученного материала и домашнее задание.

Каждый блок наполняется учебным материалом: вопросы, требующие устного и письменного ответа, ссылки на интерактивные электронные упражнения, учебные фильмы, словари и др. информация

Начало тетради

Блок проверки домашнего задания

В этом блоке размещаются вопросы, требующие устного ответа, и/или интерактивные электронные упражнения.

Блок проверки домашнего задания

Блок изучения основного учебного материала

После блока проверки домашнего задания совместно с обучаемыми формируются цели и задачи урока. В этом нам помогают небольшие картинки, рассматривая которые можно с помощью преподавателя осознать учебную цель.

Например, на данном рисунке ученики видят схему строения земной коры и уже могут предположить, что на уроке будет изучен данный материал.

Цели и задачи урока

В блоке “Изучение учебного материала” использую: ссылки на конкретный параграф учебника, географические карты, дополнительный материал, учебные фильмы.

Обратите внимание на сайт https://interneturok.ru/. На сайте собраны фильмы по предметам школьного курса и имеется возможность провести тестирование после просмотра фильма.

В этот блок также добавляются: учебные вопросы, тесты, интерактивные рабочие листы, формы опросов, организуется работа с картами атласа и др.

Блок “Изучение учебного материала”

После освоения учебного материала у ученика имеется возможность выполнить электронное упражнение, позволяющее учителю проверить полученные на уроке знания. Для этого можно использовать возможности выше упомянутого сервиса https://learningapps.org/ или другие, имеющиеся у учителя инструменты.

В обязательном порядке после изучения учебного материала учащиеся отвечают на вопросы (Рефлексия).

  • Какие новые знания вы получили на уроке? -…..
  • Какие затруднения вы испытали на уроке? -…..
  • Что было для вас интересным? -….

Блок “Домашнее задание”

После проведенной рефлексии, учащимся предлагается домашнее задание состоящее из ссылок на конкретный параграф учебника, карты атласа и сайта с дополнительным материалом.

В обязательном порядке в домашнее задание входит короткий тест на проверку полученных знаний. Для теста использую Google формы. Формы опроса позволяют проверить правильность ответов учащихся. Возможности Google форм достаточно широки. Можно создавать вопросы с выбором одного или нескольких ответов, со свободным ответом или нахождения соответствия. Добавленные в опрос рисунки делают его более интересным для ученика.

Блок “Домашнее задание”

Как создавать инфографику к занятиям? Мини-курс “Инфографика на занятиях: создаем и используем”.

Запись по ссылке: здесь. 

Статьи по теме

3 thoughts on “Электронные тетради: создание, структура, примеры

  1. В публикации указано цитирую: “Основной недостаток сервиса (речь идёт о LearningApps): учитель создавший упражнение на данном сайте не имеет возможности получить обратную связь и проверить как обучающийся выполнил упражнение”. Это не совсем так. Ресурс позволяет создавать классы, в которых педагог будет видеть полную статистику по каждому учащемуся, присоединившемуся к классу ( время входа и выполнения задания, количество попыток, верность выполнения задания, все упражнения просмотренные учащимся (даже не назначенные учителем), а также упражнения, созданные обкчающимися самостоятельно).
    Полная статистика может быть получена и при условии интеграции задания в Moodle (опция SCORM).

  2. Объясните пожалуйста, как тетрадь раздаётся детям и как осуществляется проверка: вы создание один документ, копируете его на каждого ребёнка. Дети заполняют и проверяйте в онлайне? А если потом надо добавить упражнения, придётся открывать каждую тетрадь и вставлять новый материал? Или это можно сделать как-то проще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *