Игровые упражнения для изучающих русский язык на начальном этапе: правописание

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Игровые задания служат средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений.
На начальном этапе при обучении русскому языку у иностранных учащихся идет накопление лексического запаса, поэтому на занятиях целесообразно использовать задания, стимулирующие запоминание языкового материала.

Возможно, вам будет интересен “Мини-курс для преподавателей РКИ: грамматика на занятиях”

Предлагаем в качестве образца игровые задания, цель которых – тренировать правописание изученной лексики в разнообразной форме.

Слова с перепутанными буквами

Подготовка к игре. Преподаватель должен подготовить несколько групп слов с перепутанными буквами, каждая группа относится к какой-то теме.
Описание игры. Студенты работают индивидуально или в парах. Чтобы отнести слова к какой-то теме, дается 1 минута на каждую группу слов.
Победителем является тот, кто набрал большее количество правильных слов.

Примеры.

Вот что я ем на завтрак:

Олмкоо Кисосис
Ырс       Ласат
Айч        Ефок

(молоко, сыр, чай, сосиски, салат, кофе)

Альтернатива. Дайте возможность каждой команде подготовить список слов с перепутанными буквами, которые попытаются разгадать другие команды. Каждая группа слов должна объединяться одной темой. Это хороший способ заставить студентов учить новые слова в тексте.

Расческа (гребенка)

Описание игры. Разделите класс на 2 или 3 команды. Затем напишите на доске длинное слово столько раз, сколько будет команд, оставляя интервалы между буквами больше, чем обычно. Например:

ХОРОШО ХОРОШО

Первый член каждой команды выбегает и пишет слово внизу. Слово должно начинаться с одной из букв, которые входят в слово хорошо. То же самое делает номер 2, затем номер 3 и т.д. Все они пишут по одному слову.
Например, после того как выбежали четвертые номера из каждой команды, на доске должна появиться следующая запись:

Засчитайте одно очко за каждую букву в каждом правильно написанном слове. Дайте дополнительно 3 или 5 очков первой команде, чтобы закончить их «расческу», при условии, что они не потратили на это много времени.
(Много времени тратится, потому что учащиеся пытаются копировать «расчески» товарищей.)

Словарная змея

Описание игры. Эта игра похожа на игру в кроссворд, но ее легче приспособить к разным правилам и уровням обучения. Каждому студенту нужно иметь несколько «змей».

Студенты правильно заполняют «змею» словами так, чтобы не было свободных квадратов, и буквы не выходили за контуры «змеи». Соревнование заключается в том, чтобы определить, сколько студентов могут заполнить «змею» правильно написанными словами за ограниченный период времени, например, за три или четыре минуты.
В таком виде игру можно проводить один или два раза на ранней стадии.

Возможно, вам будет интересен курс “Игры на уроках РКИ”

Игру также возможно проводить в парах или группах по 3 или 4 человека; они соревнуются друг с другом.
Дается одно очко за каждое правильно написанное слово, одно очко за каждую букву и снимаются очки за ошибки в правописании

Альтернативы

(1) Играйте в игру, как указано выше, но употребляйте слова из какой-то одной  темы – погода, спорт, дом, сад, география или одежда.
(2) Работайте только с существительными, прилагательными или глаголами.
(3) Разделите класс на группы по пять или шесть человек. Студенты заполняют только одно слово на человека, передавая «змею» по группе. Двое или трое студентов могут написать больше, чем одно слово. Группа, которая закончит «змею» первой, является победителем.
(4) Проведите игру в парах. Двое студентов по очереди заполняют слова в «змее». Тот студент, кому удастся закончить «змею», является победителем.
Каждой паре требуется, по меньшей мере, три «змеи».
(5)Еще более трудный вариант. «Змея» должна содержать целое предложение. Играйте в парах, каждый игрок вносит дополнительные слова.
Выигрывает пара, которая правильно заканчивает.

Представленные нами образцы игровых упражнений при обучении правописанию дают возможность преподавателю в разной форме тренировать и проверять изученный языковой материал.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *