Коммуникативные задачи для будущего учителя

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета г. Новокузнецка Кемеровской области.
Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы

Задания и игры коммуникативного характера – один из способ взаимодействия со студентами на занятии в вузе.

В процессе выполнения заданий коммуникативного характера (ситуативных задач и игр) студенты-педагоги осмысляют теоретические основы организации речевого урока в школе, осваивают основы будущей профессиональной деятельности, моделируют отношения, которые могут возникнуть в реальной педагогической практике.

Коммуникативные задания на занятиях по педагогической риторике

Как правило, риторические задачи и игры характеризуются отсутствием однозначного решения, всегда ориентированы

на практику, максимально приближают взаимодействие к профессиональной педагогической сфере, что создает дополнительную мотивацию.

Риторика как интегрирующий учебный предмет создает базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений.

Разработка системы заданий коммуникативного характера связана с потребностью готовить будущих педагогов к работе в условиях модернизации образования.

Роль преподавателя на занятии:

  • организует, направляет работу студентов.
  • помогает осуществлять работу в группе и обсуждать результаты.
  • намеренно использует элементы провокативного поведения (возражать, задавать «неудобные» вопросы, уточнять и т. п.), чтобы вызвать спонтанную реакцию, которая требует мгновенного выбора языковых средств и речевых жанров.

Риторические задачи

На одном из первых занятий методического курса мы предлагаем студентам серию задач, позволяющих осмыслить постулаты «Детской риторики»(автор концепции — проф. Т.А. Ладыженская).

Структура риторической задачи:

  • создание воображаемой ситуации (Представьте, что…, Вообразите…);
  • описание компонентов речевой ситуации (Первый урок…, Вы учитель…, Перед вами родители первоклассников…);
  • проблема, которую необходимо решить (вопрос, задание, речевой жанр), или сформулировать и решить (Придумайте и…, Попросите так, чтобы…, Объявите о…, Извинитесь…, И тогда вы…, Разыграйте ситуацию).

Примеры риторических задач

Задача 1. Вы учитель. На классном собрании вам предстоит рассказать о новом учебном предмете – риторике. Расскажите о специфике предмета так, чтобы родители представили, чем он отличается от других. Разыграйте ситуацию.

Задача 2. У вас первый урок риторики в 1-м классе. Ребята совсем не знают друг друга и только начинают изучение этого предмета. Расскажите об уроке риторики так, чтобы заинтересовать учеников. Подумайте, как вы построите свое вводное слово, о чем скажете, как начнете знакомство с классом? Как будет звучать ваш голос? Каким тоном вы будете говорить? Разыграйте ситуацию.

Задача 3. Вы директор школы. Вы обращаетесь в службу занятости (кадровое агентство) с просьбой порекомендовать учителя риторики. Расскажите о том, какими качествами должен обладать претендент на должность современного учителя риторики. Разыграйте ситуацию.

Риторическая задача как разновидность задания коммуникативного (ситуативного) характера — это некая проблемная задача, ее решение требует переосмысления накопленных теоретических и инструментальных знаний.

Обязательным условием решения задачи является моделирование ситуации, речевые действия с учетом выбранной роли, анализ речевых действий.

Формулируя условия риторических задач для будущих учителей начальных классов, мы исходим из того, что, с одной стороны, преподаватель риторики — это не только человек, который сам легко и хорошо общается, умеет анализировать речевую ситуацию и находить оптимальный выход, учитывая интересы всех участников общения, но и тот, кто легко моделирует условия ситуации, для того, чтобы предоставить учащимся возможность самим найти удачное решение речевой задачи, проявить коммуникативное мастерство,
творческие (в том числе и актерские) способности; с другой стороны, от учителя-ритора требуется творческая смелость и гибкость в демонстрации вариантов эффективного (результативного) речевого поведения.

Риторические ситуации

Ситуация 1. Вы обсуждаете с учениками вопрос о том, почему нужно быть вежливым человеком. Неожиданно дверь открывается. На пороге дежурные по школе — учитель и старшеклассники. Они оценивающе смотрят, а потом начинают не очень вежливо делать замечания: нет сменной обуви, не все соблюдают требования к деловому стилю одежды и прочее, записывают фамилии особо «отличившихся» учеников и уходят. И тогда вы продолжаете урок о вежливости…

Ситуация 2. На уроке риторики вы учились быть вежливыми в разны речевых ситуациях. Звенит звонок, ребята несутся в столовую, не замечая никого на своем пути. Начиная следующий урок, вы… Разыграйте ситуацию.

Ситуация 3. На родительском собрании вы обращаетесь с советом к родителям выбрать в качестве курса по выбору риторику. Родители согласно кивают, только один из присутствующих возмущается: «Толку-то от вашего воспитания! Всё только говорите детям, что надо быть вежливыми, “спасибо” да “пожалуйста” говорить, а они как не здоровались, так и продолжают мимо проходить, как обзывали друг друга, так и обзывают! Чего зря время терять?! Я против таких занятий — никаких результатов!». И тогда вы…

Как видим, условия риторических ситуаций сформулированы таким образом, что необходимо не столько декларировать общеизвестные «постулаты общения», сколько проявить такт, выдержку, самообладание, высокий уровень коммуникативной культуры.

Представим варианты решения риторических ситуаций.

Ситуация 1
Учитель: «Вот видите, ребята, не всегда вежливые слова идут рядом с добрыми делами. Как вы думаете, сменная обувь и деловой внешний вид в школе имеют отношение к вежливости, о которой речь идет на нашем уроке?»
Ученик: «Да, потому что внешний вид показывает, как ты относишься к школе, к школьным правилам. Мы должны хорошо выглядеть в деловой обстановке и соблюдать правила вежливого общения».

Учитель: «Приятно ли было вам, что наш урок прервали? Почему?»
Ученики: «Нет! Нам не дали договорить, не поздоровались с нами и не извинились, что вошли в класс. А ещё говорили громко и грубо, как будто мы все провинились!»
Учитель: «Да, ребята, вы правы! Доброе дело и доброе слово должны идти рядом, ведь вовсе не трудно попросить разрешения войти в класс и прервать урок, сообщить, почему это необходимо, и оставаться вежливым, даже если в классе есть “нарушители” школьных правил! Давайте поиграем и покажем, как можно выполнить эту же работу, но остаться вежливым!»

Ситуация 2
Учитель: «Прозвенел звонок — начинается урок! Понравился ли вам завтрак в школьной столовой? Не забыли ли вы убрать со стола посуду и поблагодарить работников столовой?»
Ученик: «Нет! Я сказал “спасибо”, а повар улыбалась, ей было приятно».
Учитель: «Молодцы, ребята! Вы запомнили то, о чем шла речь на уроке риторики — нужно быть вежливым и благодарить за добрые дела. А помните ли вы, как закончился наш урок? Да, мы поблагодарили друг друга и договорились соблюдать правила этикета. Давайте посмотрим сюжет “День вежливости” из киножурнала “Ералаш”. Может, кто-то из вас узнает себя?»

Ученик: «Нет! Мы же говорили вежливые слова! Правда, так хотелось есть, что бежали в столовую, и я даже столкнулся с учителем, и он уронил тетради, а я помог собрать и извинился».
Учитель: «Вот видите, ребята! Знать правила и соблюдать их — не одно и то же! Давайте будем повторять постулаты вежливости и напоминать о них друг другу, пока они не станут нашей привычкой! Ведь это так приятно — быть внимательным и поступать вежливо в разных ситуациях!»

Ситуация 3
Учитель: «Уважаемые родители! В этом учебном году вводятся курсы по выбору. Мне бы хотелось посоветовать в качестве курса по выбору риторику. Расскажу подробнее об этом предмете…
Родители (перебивают, выкрикивают): «Я против таких занятий —никаких результатов!»; «Всё только говорите о вежливости, а они как
не здоровались, так и продолжают мимо проходить, как обзывали друг друга, так и обзывают!»; «Лучше математикой или русским языком пусть занимаются — им ЕГЭ сдавать!»
Учитель: «Уважаемые родители! Вы, конечно, понимаете, сколько нужно приложить усилий, чтобы научить ребенка застегивать пуговицы, собирать портфель, мыть за собой посуду и т. д.! Требуется терпение! Время! Такт! Но разве можно научить ребенка быть аккуратным, если кто-то из членов семьи по всей квартире разбрасывает вещи, бегает с утра в поисках нужных документов и вещей, потому что поленился собрать их заранее? Конечно, нет! Или представьте ситуацию. Вы везете ребенка в школу на автомобиле и ругаете всех и вся: этот “подрезал”, тот медленно едет, а тот не туда повернул, не стесняясь при этом в выражениях. Бывает такое?»
Родители: «Иногда бывает».
Учитель: «Для детей вы авторитет. Если вы так говорите и делаете, значит, так и должно быть. Значит, так правильно. Вот и входит у ребенка в привычку говорить любые слова, быть грубым, добиваясь цели. Пожалуй, нам всем хорошо сейчас вспомнить древнюю мудрость: “Хочешь воспитать ребенка — начни с себя”. Итак, уважаемые родители, продолжим наш разговор. Есть ли у вас вопросы?»

Анализируя речевое поведение студентов, выступающих в роли педагога, мы акцентируем внимание на том, что поведение учителя, в том числе и речевое, не должно быть агрессивным, так как оно провоцирует агрессию со стороны учеников.

Коммуникативные игры

Задания коммуникативного характера имеют общие признаки — описание речевой ситуации и необходимость ее разыгрывания.
Отличие коммуникативных игр от задач заключается в наличии соревновательного элемента, речевых ролей и правил игрового поведения, параметров для определения победителей; в выявлении особенностей и степени эффективности выбранной модели речевого поведения и др.

Приведем примеры коммуникативных игр по теме «Обучение младших школьников созданию невыдуманного рассказа»

Коммуникативная игра 1.

Предлагаю вам проверить свои актерские способности и профессиональные педагогические умения.

Разделитесь на три команды. Посовещайтесь и определите, кто в вашей группе самый компетентный и объективный. Этот участник будет членом жюри. Итак, в жюри три человека. Жюри уточняет детали и определяет, по каким параметрам будут состязаться игроки. Выигрывает та команда, которая проявит находчивость, продемонстрирует хорошую речевую подготовку, представит оптимальный риторический выход из ситуации и сумеет вести себя с учетом принятой роли.

Внимание, условия игры.

Представьте ситуацию. Вы учитель риторики. Начиная разговор о невыдуманном рассказе, вы просите учеников вспомнить истории, которые приключались с ними, когда они были ещё маленькими.
Ребята задумались, один из учеников поднимает руку. «Вот молодец! Уже вспомнил историю!» — думаете вы. «А вы сами нам расскажите про свои приключения. А потом мы вспомним!» — хитро улыбаясь, просит ученик.
Ситуация непростая! Вы судорожно вспоминаете о своих «приключениях».
О чём же можно рассказать? Чем можно поделиться с ребятами?

На принятие решения у вас несколько секунд, а вот у команд — три минуты. Понятны ли условия? Время пошло!
Слово командам /…/ Жюри совещается и выносит свой вердикт /…/
Поздравляем победителей /…/

Коммуникативная игра 2.

Вообразите ситуацию. На уроке риторики вы с ребятами рассмотрели жанровые признаки рассказа, прочитали / рассказали и проанализировали разные истории, которые происходили с ребятами или их собеседниками.

На итоговом уроке по этой теме ваш ученик увлеченно рассказывает о случае в лесу (на рыбалке, во дворе…). Вдруг раздается смех
и реплика: «Да врёшь ты всё! В книжке прочитал!». Рассказчик замолкает.
Ваша задача — продолжить урок так, чтобы ребята не поссорились, чтобы сохранилась доверительная атмосфера, и вы сумели решить поставленные задачи урока. Р

азделитесь на три команды. По одному человеку от группы приглашаем в жюри. На подготовку — три минуты. Демонстрируют ситуацию
все игроки команды, роли вы продумываете и распределяете самостоятельно.

Выигрывает та команда, которая сможет предложить эффективный выход из сложной ситуации. Жюри уточняет критерии для оценивания
речевого поведения.

Принципиально важно, анализируя представленные варианты речевого поведения, обратить внимание не только на результат, но и на сам ход обсуждения в группе, на поведение членов жюри.

Возможные вопросы для анализа:

  • Чье решение вас удивило?
  • Чья речь была убедительной? Почему?
  • Чему вы научились?
  • Кому удалось «вжиться» в роль?
  • Кто оказался самым находчивым?
  • Кто из членов жюри оказался самым тактичным и наблюдательным?
  • Какие недочеты в своем речевом поведении вы заметили?
  • Над чем необходимо задуматься и работать, чтобы стать успешным учителем риторики?
  • Какие речевые действия огорчили, были неуместными, недопустимыми?

Преподаватель, наблюдая за работой всех участников игры, помогает обобщить приобретенный опыт, акцентирует внимание на методических «находках».

 

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *