Словарный запас: работаем на уроке русского языка с детьми-билингвами

учитель-логопед, школа № 508 г. Москва
Эксперт: логопедия, развитие речи, русский как неродной

Одним из результатов развития современного общества являются миграционные процессы, приводящие к появлению в школах детей, плохо
владеющих русским языком, вследствие чего возникает проблема совместного обучения русскоговорящих детей и детей, для которых русский язык –неродной.

Перед учителем русского языка, работающим в полиэтническом классе, встает сложная задача – выбрать те формы и методы, которые повысят познавательный интерес как у русскоговорящих учащихся, так и у инофонов.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Мы подобрали те приемы, которые лучшим образом могли бы отразить материалы по обучению русскому языку для детей-билингвов.

Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения

Данную технологию можно применить на уроке не только, где класс условно делится на русскоговорящих и детей-билингвов, но и во внеурочные занятия с детьми-билингвами, которые находятся на разных уровнях владения языком.

5 класс 1. Составьте текст на тему: «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова. К словам земля, снег,
дорога, мысль, красивый, зеленеет подобрать однокоренные. Найдите «лишнее» слово: гвоздика – гвоздь – пригвоздить. 2. Выпишите из
предложенного текста однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Образовательные технологии деятельностного типа

Предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагога, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке.

Примеры:

  • Подготовьте наглядную презентацию на тему: «Слова наоборот». Термин «антонимы» греческого происхождения и переводится как
    «противоимя». Антонимы – слова с противоположным значением.
  • Подготовьте наглядную презентацию на тему: «Знакомые незнакомцы. Устаревшие слова».
  • Подготовьте наглядную презентацию на тему: (опора на сказку).

Мы попытались применить элементы сингапурской технологии XXI в. в обучении учащихся-билингвов  5–6 классов русскому языку, взяв за основу несколько приемов, наиболее подходящих детям данного возраста.

ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-Reaction Guide) – «До и после»

Инструкция: в столбике «До» (1-й столбик) поставьте «+», если вы согласны с моим утверждением, или «–», если вы не согласны (то же самое в конце занятия выполняется со столбиком «После»). Результаты сравниваются.

ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) – «Запишите мысли»

Инструкция:
1. Подберите как можно больше слов, которые связаны с понятием
«посуда», и запишите их.
2. Проговорите это слово громко для членов вашей команды.
3. Положите карточку с изображением в центр стола лицевой стороной
вверх.
4. Повторите шаги 1–3, пока не используете все карточки.

Пример: вилки, тарелка, самовар, блюдце, чайник, миска, поднос, мыть, стеклянная, деревянная, кухонная, столовая, чайная, жарить и т.д.

ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) – «Крестики-нолики»

План действий (на закрепление материала):

  1. Педагог готовит карточки/листочки с одной картинкой (словом) по изучаемой теме на каждом листочке.
  2. Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3×3 (рис. 1).
  3. Каждый член команды составляет три предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали).

Тема «Глаголы»: Смотреть, лететь, надеть / Держать, петь, ходить / Спать, взять, писать.

Примеры предложений: 1. Мы смотрели фильм, где герои любят держать собак, кормят их и укладывают спать. 2. На уроках музыки нужно
внимательно смотреть на учителя, петь вместе с ним и писать песни. 3. Мы смотрели на туристические брошюрки и мечтали полететь в Норвегию, надев любимые теплые свитера.

ЗУМ ИН (Zoom In) – «Увеличивать»

Обучающий прием, помогающий более подробно и детально рассмотреть материал по чтению (прочтение детям сказок, рассказов) или видеоматериал (просмотр сказок, мультфильмов по теме), останавливаясь и отвечая на вопросы для уточнения, повторения и закрепления материала.

Инструкция: внимательно смотрим мультфильм и запоминаем героев. Мы будем делать паузы во время просмотра, чтобы ответить на вопросы.

Пример: Тема «Необычный друг». Просмотр мультфильма Необычный друг». Показ отрывка мультфильма «Необычный друг».

Вопросы: О каком животном думал мальчик на уроке? Где растет рог у носорога и сколько их бывает? Кого боится носорог? Кто является лучшим другом носорога? Что едят носороги?

В настоящее время существует большое количество педагогических технологий, применяемых в практической работе по обучению детей русскому языку. Но не все приемы подходят для обучения языку детей-билингвами.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *