Роль общения в жизни человека огромна. Культура речи играет основную роль в процессе коммуникации. Мобильная связь продолжает оказывать большое влияние на жизнь нашего общества, в частности, на культуру общения между подростками с помощью сообщений в мессенджере, представляющих собой новую форму коммуникации, язык которой отличается своеобразием.
Данная переписка слушателей друг с другом представляет собой письменную форму разговорной речи, она ведется ими постоянно.
Чтобы обратить внимание школьников на различные виды ошибок в переписках, мы считаем необходимым во время занятий по русскому языку сначала знакомить слушателей с текстами сообщений, написанных другими, а потом контролировать собственную письменную речь в общих чатах.
Упражнение 1. Тема: “Диалог”
Прочитайте реплики из диалогов сообщений. Почему эти предложения нельзя считать правильными?
Запишите диалог так, чтобы его легко можно было понять.
Упражнение 2. Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой SMS-переписку. Найдите в нём ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите окончательный вариант.
Упражнение 3. По теме “Обращение”.
Прочитайте предложения из «сообщений», содержащие обращения. Перепишите, выделяя обращения. Расставьте недостающие пунктуационные знаки препинания, графически объясните их постановку.
1) Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Инна. 2) Катюш перезвони мне на домашний. 3) Чем занимаешься Маш 4) Привет Рома как дела Ром давай на алгебре махнёмся вариантами. 5) Лапа с 8 марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов. 6) Лиза привет скажи пожалуйста номер Леры а то у меня компьютер не работает.
Составьте схемы первых трёх предложений.
Упражнения 4. По развитию речи.
Составьте для своего сверстника памятку о том, как писать сообщения в чатах. Начните её с определения, что такое сообщение.
Упражнение 5. Отправьте другу (подруге) сообщение в Ватсап о своем разочаровании по поводу отмены двух занятий. Используйте подходящий смайлик.
Примеры сообщений, написанных студентами: «Отменили две пары. Я в расстройстве 😒”, “Не спеши, две пары отменили 🤔”, “Еду к тебе. Две пары отменили 😊”.
Упражнение 6. Соотнести эмодзи со словами. Расшифруй сообщение. Переведи его в письменный вид.
- 🙅♀️🚗👉🚎
- 🤷♀️
- 🏃♀️💅
- 🍕? 🍔? 🍜?
- 🖐👂
Такой отрицательный языковой материал, по мнению Л. В. Щербы, «представляет большой интерес и для методики. По нему можно судить о том, какими нормами литературного языка ещѐ не овладел ученик, какие отступления от качеств хорошей литературной речи он допускает».
Учитель русского языка может использовать предлагаемые нами упражнения полностью или частично, учитывая возраст и качество знаний учащихся, составлять по аналогии или свои упражнения. Занятия можно проводить как с целой группой, так и индивидуально
Другие статьи автора
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- 4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
- 5 книг для тех, кто хочет познать искусство диалога и психологию общения
- Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
- Каллиграфия: красивый почерк и развитие речи
- Психология обучения без ограничения: саммари на книгу Р.В. Майера
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?