Отмечаем Новый год на занятиях по латинскому языку в неязыковом вузе

преподаватель кафедры иностранных языков Ярославского государственного медицинского университета.
Эксперт: методика преподавания иностранных языков (английский и латинский)

Латинский язык – это не только бесконечная отработка глагольных форм и  проговаривания существительного в разных падежах, но и удивительный кладезь афоризмов, лингвистическая база, которая дала основу для развития другим языкам.

В начале семестра важно снова вспомнить об интересных взаимосвязях в языках, культуре проведения нового года в Римской империи.

Для тех, кто не успел, но очень хочет:
[ecwid_product id=”163272946″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]

Цель занятия – повысить общекультурный уровень учащихся и способствовать развитию языковой догадки.

Задачи:

  • Фонетическая – повторить правила чтения латинского языка;
  • Грамматическая – обобщить грамматический материал (Nom.pl. (им.п.мн.ч.), существительные всех склонений, согласование существительного с прилагательным);
  • Лингвострановедческая – познакомиться с традициями рождества в Римской империи, а также сравнить названия месяцев на русском, английском и латинском.

Необходимые материалы: карточки с заданиями, разрезанные части уже пройденных ранее афоризмов, поощрительный бонус для каждой команды (это может быть красивый латинский афоризм на зимнюю тематику), компьютер или любая проигрывающая аудиозаписи техника.

Ссылка на песни “Tinniat”: https://www.youtube.com/watch?v=YSqNUFVDisk;

“Libere” из мультика «Холодное сердце» https://www.youtube.com/watch?v=guZxkqIBbp4

Уровень – A 1- A 2

Введение в новую тему. Целеполагание ( 7 минут)
Цели:
мотивировать учащихся работать в группах, создание  настроения.

Деятельность учителя:

Salvēte, amīci!

Сегодня мы проведем занятия необычным образом. В конце семестра мы немного отдохнем от письменных опросов и контрольных работ. Otium post negotium. Погрузимся в мир античной культуры. Сегодня мы работаем в группах. Чтобы найти свою группу, нужно найти все остальные части афоризма, которые находятся у других участников вашей группы. Более того, вам нужно перевести ваш афоризм, который у вас получился. Тема нашего занятия представлена на иллюстрации, которая у вас на столе. Вам нужно придумать мем и догадаться, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Мем должен включать в себя ранее пройденный афоризм.

Также от вашей группы нужно подумать, как праздновали новый год римляне. Потом мы сравним вашу версию с оригинальной.

Учитель рассказывает оригинальную версию празднования нового года.

Деятельность учащихся:

Учащиеся распределяются по группам и переводят тот афоризм, который  у них получился.

Учащиеся придумывают забавные мемы к иллюстрации на рождественскую тематику и используют ранее изученные афоризмы:

Qualis rex, talis grex.

Каков мой преподаватель, таков и мой ответ на экзамене.

Основная часть (30 минут).

Цели: повторить фонетические и грамматические правила, совершенствовать языковую догадку

Деятельность учителя: 

Первая станция нашей новогоднего путешествия называется Numeralia”. Как вы думаете, как переводится станция, если сравнить с английским “Numerals”. Перед вами пятнадцать числительных.

  • Догадайтесь, от каких числительных образованы месяца года в английском  и русском языках: September, October, November, December. Почему сентябрь теперь стал девятым месяцем, а не седьмым?
  • А теперь попробуем распределить месяца в нужные колонки. Русский вариант будет вашей путеводной звездой. А названия месяцев на английском и на русском языках произошли от латинских.

Сделаем вывод о названиях месяцев. Я буду рассказывать историю происхождения одного из месяцев, а вы называть его на латинском. Более того, необходимо догадаться, какая словарная форма у этих месяцев (можно давать учащимся подсказки по склонению существительных)

Чем отличаются названия на латинском и на английском?

Если интересует создание качественных рабочих листов для занятий, то обратите внимание на курс:
[ecwid_product id=”161500973″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]

Вторая станция “Calendarium animalium”. От названий месяцев мы переходим восточному календарю. В каждом году есть свое животное. В этом году: год металлической крысы. Попробуйте дописать словарную форму названий животных, опираясь на ранее изученное слово в скобках) Обратите внимание на то, что у некоторых животных есть два рода: тигр/тигрица

Пользуясь словами на карточке, попробуйте подобрать прилагательные и согласовать их с существительными. Вы можете пользоваться Интернет-ресурсами. На задание дается пять минут.

 Третья станция «Музыкальная»

Мы изучили месяца нашего года, восточный календарь и числительные. Настало время отдохнуть и встретить наш Новый Год по-латински. Я раздам вам текст песни на латинском, а вам нужно ее прочитать в группе и догадаться, о какой русской песне идет речь. После того, как одна из групп угадает, что это за песня, они должны будут спеть ее на латинском без ошибок каждый по строчке. Если они ошибаются, то баллы полагаются только за то, что угадали песню, и ход переходит к следующей группе.

Заключительным этапом новогоднего занятия становится хоровое пение песни.

Если хотите научиться создавать Инфографику для работы на занятиях самостоятельно, то вам сюда:
[ecwid_product id=”160354238″ display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]

Деятельность учащихся:

Учащиеся: «Числительные»

Учащиеся сравнивают латинские числительные с английскими названиями месяцев и называют числительные: septem, octo, novem, decem.

Учащиеся: «Потому что год начинался по-другому, с марта».

Учащиеся распределяют названия месяцев на английском и латинском.

Учащиеся угадывают месяца и получают поощрительные бонусы.

Также они отвечают на каверзные вопросы:

названия на латинском имеют специфические окончания, которых нет в английском варианте, у названий месяцев есть словарная форма.

На второй станции учащиеся, используя знания словарной формы изученных слов, пробуют догадаться о словарной форме незнакомых слов.

rattus, i m; bovis, is m; cuniculus, i m; draco, ōnis m; serpens, ntis f; equus, i m; capra, ae f; simia, ae f; gallus, i m; canis, is m/f; porcus, i m

 Учащиеся ищут в интернете, какие прилагательные могут подойти к названиям животных, а потом согласуют их с существительными на латинском в им.и род.падежах.

Пример: rattus metallinus/ratti metallini

Учащиеся должны угадать, что текст песни на латинском – это «В лесу родилась елочка». После этого они поют эту песню на латинском, а если ошибаются, другая группа получает возможность ее исполнить. За безошибочное исполнение группам начисляются баллы.

Рефлексия (5 минут)

Цели: подведение итогов в группах и написание пожеланий на латинском языке.

Деятельность учителя: Что мы сегодня узнали на новогоднем занятии?

Каждая команда бросает кубик, на гранях которого написано: “Menses”, “Animalia (2 скл.)’’, “Carmina”, “Animalia (3 скл.)”, “Animalia (1 скл.)’’, “Numeralia (1-15)”.

Деятельность учеников: 

Каждая группа бросает кубик и называет либо все месяца, либо всех животных 2 скл., 3 скл., 1 скл., либо 15 числительных. Также есть грань «Песни» – “Carmina”: необходимо назвать либо строчку из песни, либо слово из песни на латинском.

Формулировка домашнего задания (3 минуты)

Цели: объяснить домашнее задание,  способствовать творческому началу у студентов.

Деятельность учителя: Как вы заметили, на латинский теперь переводят даже известные песни. Песня из мультика «Холодное сердце» не стала исключением. Дома вам нужно будет послушать песню на латинском, пройдя по ссылке, и найти существительные разных склонений и прилагательные. Задача – догадаться о словарной форме существительных и прилагательных, а потом проверить себя по словарю.

Деятельность учащихся: учащиеся внимательно слушают домашнее задание (labor domesticus), задают вопросы.

Cum Anno Novo!!! (С Новым Годом!)

Соавтор: Адамович Екатерина Игоревна

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *