Чтение как вид речевой деятельности входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности и обслуживает три сферы:
1. коммуникативную,
2. познавательную,
3. эстетическую.
А основной методической задачей практики в чтении является управление процессами понимания прочитанного, осмысления и переработки полученной информации.
Работая на занятии с текстами, мы придерживаемся трехчастного плана для решения методических задач:
- подготовка к деятельности;
- собственно практика в деятельности;
- контроль результатов.
При самостоятельном чтении эти процессы носят скрытый характер. Значит для того, чтобы процесс прошел успешно необходимо выработать у слушателей последовательность работы над текстом.
Говоря о самостоятельном чтении учащихся, обычно имеют в виду домашнее курсорное чтение, или, как его иногда называют, дополнительное чтение.
Принципы отбора художественных текстов:
- Важна дозировка объёма. На первых этапах приветствуются адаптированные тексты небольшого объема (сказки – авторские и народные, притчи, новеллы), на более высоких уровнях желательно брать произведения в продолжении.
- Студент благодаря адаптированным текстам не только изучает русский язык, но и знакомится с русской культурой, так как для иностранца русская культура во многом начинается с литературы. И грамотная адаптация – залог успеха.
- Трудности понимания коротких рассказов одноразового задания значительно выше, чем произведений в продолжениях. Поэтому можно разбить произведение на фрагменты. При чтении серии отрывков одного произведения непонимание отдельных моментов текстового фрагмента может компенсироваться на уроках во время обсуждения прочитанного, что облегчает в свою очередь прочтение следующего отрывка.
- Следует также использовать доступность ресурсов в электронном виде. Нельзя исключать и дистанционные методы обучения.
- Событийность и фабульность. В основе построения художественного текста всегда какая-то сюжетная композиция. Читатель ждёт разрешения конфликта.
- Возраст, интересы, уровень (языковые возможности)студента.
Очень хорошо подходят для домашнего чтения произведения детской литературы, потому что их отличительной особенностью являются юмор, динамика, диалогичность. Попробуйте со студентам начать с рассказов В. Драгунского, Н. Носова, Г.Остера.
- Ведущим принципом отбора художественных произведений при таком подходе является их общеизвестность в среде носителей языка.
И здесь от классики до современной литературы выбор большой. И если на уровне А1-2 можно ориентировать на адаптированные произведения небольшого объема, но на уровне В1-2 возможно подключение неадаптированных произведений.
Иностранным читателям интересно узнать о жизни в современной России, им ближе проблемы современников и российских сверстников. Но и отказываться от классики тоже не стоит. Просто стоит помнить, что Читатель понимает текст в том случае, если ему понятна ситуация, о которой идет речь в тексте.
Попробуйте дать студентам рассказы Дины Рубиной, Л.Улицкой, М. Метлицкой, С.Альтова. Плавно переходя на чтение А. Пушкина, Тургенева, Стругацких и Акунина.
- Главная цель чтения – литературно-страноведческая. Повышение культурно-образовательного уровня.
Предтекстовый уровень работы с текстом (или экстралингвистический) чаще всего выносится на занятие.
- чтобы вызвать у учащихся интерес к тексту рекомендуем, например, сказать, что изучаемый текст знаком всем русским, или это любимый автор (любимое произведение) преподавателя,
- целесообразно написать на доске имя и фамилию поэта или писателя, а также название произведения.
- можно немного рассказать об авторе текста, возможно, сообщить какую-либо интересную информацию о нем.
О самом произведении лучше не рассказывать, чтобы сохранить интригу и ненароком не раскрыть тайну текста.
- Обратите внимание учащихся на название произведения (пусть попробуют придумать ассоциации, спрогнозировать сюжет и тему, подберут синонимы).
Таким образом, в курсе обучения РКИ домашнее чтение целесообразно проводить на произведениях художественной литературы страны изучаемого языка.
Каждый человек обладает умениями чтения и адекватного понимания текста, нужно только активизировать эти умения и направить деятельность читателя в нужном направлении.
Другие статьи автора
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- ТОП-6 авторских методик изучения английского языка
- Топ-5 книг по конфликтологии
- Как легко и просто начать учебный год: мнение экспертов
- Словесные игры для развития речи обучающихся
- Педагогическая риторика: тренируем полетность речи
- Развитие речемыслительной деятельности иностранных слушателей
Статьи по теме
- Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
- Сказка “Снегурочка” на занятиях русского языка как неродного
- Как адаптировать тексты для студентов, изучающих русский язык как иностранный
- Как читать художественные тексты со студентами в контексте коммуникативного метода обучения РКИ
- Пример использования русских народных сказок на уроках РКИ
- Применение кинофрагментов сказок на занятиях РКИ у иностранных филологов