Домашнее чтение для изучающих РКИ: отбора текстов художественной литературы

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Чтение как вид речевой деятельности входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности и обслуживает три сферы:
1. коммуникативную,
2. познавательную,
3. эстетическую.

А основной методической задачей практики в чтении является управление процессами понимания прочитанного, осмысления и переработки полученной информации.

Работая на занятии с текстами, мы придерживаемся трехчастного плана для решения методических задач:

  • подготовка к деятельности;
  • собственно практика в деятельности;
  •  контроль результатов.

При самостоятельном чтении эти процессы носят скрытый характер. Значит для того, чтобы процесс прошел успешно необходимо выработать у слушателей последовательность работы над текстом.

Говоря о самостоятельном чтении учащихся, обычно имеют в виду домашнее курсорное чтение, или, как его иногда называют, дополнительное чтение. 

Принципы отбора художественных текстов:

  •  Важна дозировка объёма. На первых этапах приветствуются адаптированные тексты небольшого объема (сказки – авторские и народные, притчи, новеллы), на более высоких уровнях желательно брать произведения в продолжении.
  1. Студент благодаря адаптированным текстам не только изучает русский язык, но и знакомится с русской культурой, так как для иностранца русская культура во многом начинается с литературы. И грамотная адаптация  – залог успеха.
  2. Трудности понимания коротких рассказов одноразового задания значительно выше, чем произведений в продолжениях. Поэтому можно разбить произведение на фрагменты. При чтении серии отрывков одного произведения непонимание отдельных моментов текстового фрагмента может компенсироваться на уроках во время обсуждения прочитанного, что облегчает в свою очередь прочтение следующего отрывка.
  • Следует также использовать доступность ресурсов в электронном виде. Нельзя исключать и дистанционные методы обучения.
  • Событийность и фабульность. В основе  построения художественного текста всегда какая-то сюжетная композиция. Читатель ждёт разрешения конфликта.
  • Возраст, интересы, уровень (языковые возможности)студента.

Очень хорошо подходят для домашнего чтения произведения детской литературы, потому что их отличительной особенностью являются юмор, динамика, диалогичность. Попробуйте со студентам начать с рассказов В. Драгунского, Н. Носова,   Г.Остера. 

  • Ведущим принципом отбора художественных произведений при таком подходе является их общеизвестность в среде носителей языка.
    И здесь от классики до современной литературы выбор большой. И если на уровне А1-2 можно ориентировать на адаптированные произведения небольшого объема, но на уровне В1-2 возможно подключение неадаптированных произведений.

Иностранным читателям интересно узнать о жизни в современной России, им ближе проблемы современников и российских сверстников. Но и отказываться от классики тоже не стоит. Просто стоит помнить, что Читатель понимает текст в том случае, если ему понятна ситуация, о которой идет речь в тексте.
Попробуйте дать студентам рассказы Дины Рубиной, Л.Улицкой, М. Метлицкой, С.Альтова. Плавно переходя на чтение А. Пушкина, Тургенева, Стругацких и Акунина. 

  • Главная цель чтения –  литературно-страноведческая. Повышение культурно-образовательного уровня.

Предтекстовый уровень работы с текстом (или экстралингвистический) чаще всего выносится на занятие.

  • чтобы вызвать у учащихся интерес к тексту рекомендуем, например, сказать, что изучаемый текст знаком всем русским, или это любимый автор (любимое произведение) преподавателя,
  • целесообразно написать на доске имя и фамилию поэта или писателя, а также название произведения.
  • можно немного рассказать об авторе текста, возможно, сообщить какую-либо интересную информацию о нем.

О самом произведении лучше не рассказывать, чтобы сохранить интригу и ненароком не раскрыть тайну текста.

  • Обратите внимание учащихся на название произведения (пусть попробуют придумать ассоциации, спрогнозировать сюжет и тему, подберут синонимы).

 

Таким образом, в курсе обучения РКИ  домашнее чтение целесообразно проводить на произведениях художественной литературы страны изучаемого языка.

Каждый человек обладает умениями чтения и адекватного понимания текста, нужно только активизировать эти умения и направить деятельность читателя в нужном направлении.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *