Правилоориентированные упражнения на уроках русского языка в школе

руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Нальчик
Эксперт: в области методики преподавания русского языка и литературы

Современное преподавание русского языка ведется в непростых условиях, когда наблюдается деформация литературного языка, снижение речевой культуры населения, падение у школьников интереса к изучению русского языка. В этой связи особую значимость приобретает в преподавании русского языка в школе построение такой системы работы словесника, где обязательно будут включены правилоориентированные упражнения, направленные на отработку языковой содержательной сущности каждого орфографического и пунктуационного правила.

Важно, чтобы учащиеся, выполняя специально подобранные задания, приобретали навыки правописания на основе правил, развивали свои речевые умения.

Комментированное письмо

Комментированное письмо предполагает необходимость пояснения правописания, проговаривание правила, его применение на конкретном примере. 

  • Спешите текст, объясняя по ходу письма правописание подчёркнутых слов, объясните постановку знаков применения. 
  • Найдите в высказывании слова, употребленные в переносном значении. 
  • Подберите синонимы к словам удивительный, сверкать. 
  • Подберите примеры из произведений известных вам поэтов примеры, доказывающие правоту суждений К. Паустовского.

«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!» – писал К. Паустовский.

Опознавательные упражнения

Опознавательные упражнения развивают языковую зоркость, умение отличить одно явление от другого (опознать его). Среди всех учебно-языковых умений они являются базовыми, поэтому неумение определить (опознать) языковое или речевое явление отрицательно отражается на всей дальнейшей работе ученика и прежде всего на овладении им правописными и речевыми умениями. Опознавательное явление формируется с помощью следующих упражнений.

Доказательство принадлежности языкового явления к указываемому разряду. Это упражнение изначальное. Оно состоит в основании отнесения языкового факта к той или иной категории. Для данного упражнения дается задание доказать, что то или иное явление является таким, какое в данный момент рассматривается.

Приведем примеры таких упражнений

  • Данные слова являются синонимами. Докажите это. (Или: Являются ли данные слова синонимами?)

Склон, скат, скос, откос. Ударить, грянуть. Округлый, округленный, закругленный.

  • Согласны ли вы с тем, что даны существительные 3-го склонения? Как вы это определили?

Рожь, степь, озимь, брешь, сладость, смелость, ночь, готовность.

  • Докажите, что в данных словосочетаниях слова связанны по типу управления.

В глубине террасы, верхушка сосны, идти по шоссе, фасад дома.

  • Даны слова, имеющие широкое родовое значение. Согласны ли вы с этим? Докажите свой ответ.

Дети, кустарник, одежда, лес.

Подбор примеров.

Это упражнение является опознавательным потому, что также связанно с узнаванием учеником соответствующих языковых явлений.

Его выполнение предполагает большую самостоятельность учащихся: им придется мысленно держать в уме нужные признаки и подбирать эти явления или выбирать их из какого-то источника.

Ниже приводятся примеры таких упражнений

  • Вспомните и запишите 5-7 слов с оглушением звонких согласных на конце слова.
  • Выберите из школьного орфографического словаря на букву … 5-7 слов с орфограммой… .
  • Составьте словосочетания «сущ.+сущ.» и «сущ.+сущ.».
  • Подберите к данным словам обобщающие (родовые) слова.

Стакан, чашка, кружка. Корова, лошадь, овца.

Нахождение орфограмм и пунктуационно-смысловых отрезков.

Суть данного упражнения заключается указании орфограмм в написанных словах или в их предвидении при записи слов по слуху, в обнаружении пунктуационно-смысловых отрезков (в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений), требующих выделения знаками препинания.

Данное умение имеет огромное значение в процессе овладения правописной грамотностью: не видя «точек» применения изученных правил, ученик не сможет орфографически правильно писать слова и правильно расставлять знаки препинания.

  • Нахождение в словах опознавательных признаков орфограмм, а в предложениях – пунктуационно-смысловых отрезков. Умение видеть указанные единицы письма опирается на знание их примет. В процессе работы учащиеся выполняют задания типа:

Укажите в словах фонетические приметы, сигнализирующие о наличии орфограмм.

Шёпот, земля, врачом, горячо, красят. Грустный, бумажка, туманный, мороз

Прочитайте (прислушайтесь). Есть ли в словах опознавательные признаки небуквенных орфограмм?

Выпукло-вогнутый, в лесу, кто-нибудь, в одиночку, кое-как, некто, ни с кем

  • Называние (подчеркивание) всех орфограмм в словах (в какой-либо части слова), пунктуационно-смысловых отрезков в простом (в сложном) предложении. Выполнение данного упражнения при обучении орфографии связано с различием двух видов написаний: написаний по произношению (дом, шум) и написаний не по произношению, а в соответствии с правилами и традицией письма (дома, топор, сучок). В процессе работы выполняются следующие задания.

Подчеркните в словах (или в какой-то части слова) орфограммы

Выпишите слова с орфограммами в приставках (корнях, суффиксах, окончаниях) и подчеркните эти орфограммы.

Сгруппируйте данные слова с орфограммами в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Или: Заполните таблицу «Орфограммы в частях слова» (при этом одно и то же слово может оказаться в разных графах).

Подчеркните смысловые отрезки предложения, которые по форме похожи на выделяемые знаками препинания, но которые выделять не нужно.

Опавшие ночью листья мелодично шуршали под ногами. Шел он не торопясь.

Вывод: вышеперечисленные виды упражнений тесно связаны с умениями: каждое умение формируется определенными видами упражнений. При обучении учащихся это обстоятельство необходимо неукоснительно соблюдать, выбирая для урока те упражнения, которые формируют соответствующие умения.

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *