Вся жизнь театр, или Педагогическая мизансцена на занятии

Aвтор материала: Задорина Оксана Сергеевна -
профессор кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент
Эксперт: общая педагогика, социальная пдагогика и психология

Слово “мизансцена” буквально означает расположение на сцене. Мизансценой в театре называют расположение актеров на сценической площадке во время спектакля, создающее образную картину замысла режиссера и отражающее определенные отношения героев.

Педагогическая мизансцена

Педагогическая мизансцена – это такое расположение участников педагогического процесса во время их совместной деятельности, при которой рисунок расположения указывает на отношения, актуальные в данный момент и проживаемые всеми членами группы.

Классическая мизансцена в школе

Педагогической мизансцена считается не потому, что в ней присутствует педагог, а потому что строится она на основе воспитательного компонента.
Классическая школьная мизансцена, когда дети сидят друг за другом лицо к доске хороша тогда, когда дети захвачены ритмом объяснения.  Если же этого нет, то такое расположение может являться препятствием для усвоения материала, и его нужно суметь преодолеть.

Например, попросить учеников быстро раздвинуть парты, освободив центр класса.
Даже используя такой простой прием, можно укрепить, сделать более четким ритм урока.

Когда же ритм появился, ученики с радостью вернут парты на место, восстановив привычную мизансцену, теперь ставшую удобной для определенного вида работы.

Функции мизансцены

  • пропедевтическая, связанная с возможностью педагогической мизансцены вводить учащихся в ситуацию “здесь и сейчас”, подготавливать к работе, настраивать на деловой или игровой лад.
  • диагностическая, позволяющая определить по сложнейшей мизансцене систему отношений в коллективе, готовность участников педагогического процесса к совместному действию.
  • психологическая, призванная обеспечить оптимальные условия для хорошего самочувствия участников педагогического взаимодействия.
  • нравственно-ориентированная, направляющая внимание учащихся на Другого, который находится рядом, который интересен.
  • коммуникативная, связанная с возможностью посредством педагогической мизансцены включать и выключать из активной коммуникации часть аудитории.
  • расширение объема восприятия, связанная с возможностью мизансцены преображать обстановку, трансформировать восприятие ситуации и людей.

Основные компоненты мизансцены

  • пространство – те пределы, в рамках которых разворачивается картина взаимодействия педагога и учеников. Увидев это пространство можно понять взаимоотношение в коллективе.
  • центр мизансцены – объект (субъект), несущий в себе ценностное содержание либо проявляющий его при всеобщем внимании.
  • количество участников – педагог должен знать и учитывать всех участников, предвидя те моменты, когда мизансцена сменится, и центр отношений изменится.
  • связи между участниками мизансцены – очень хрупкий ее элемент. Они динамичны и тонки, проявляются в интонациях, жестах.
  • предметное сопровождение – элементы, наполненные информацией: пособия, рисунки и т.д.

Задача педагога при подготовке к мизансцене убирать лишние предметы из поля зрения учеников. Предметно-вещный мир занятия должен быть визуальным фоно на определенную тему.

Педагогическая мизансцена должна быть определена жанром урока, его целям и задачам.

Правила педагогического мизансценирования

  • при проведении межгрупповой дискуссии стулья целесообразно расставить в виде буквы U или по кругу.

  • Если планируется командная работа, нужна расставить стулья так, чтобы педагог мог свободно передвигаться, а ученики не мешали друг другу.

  • На контрольной работе надо обеспечить автономность каждого ученика, дать возможность сосредоточиться.


  • Когда ученик отвечает у доски устно, или читает стих, то педагогу лучше уйти на задний план, став частью толпы.

Варианты педагогических мизансцен

  • авторитарная рассадка – традиционный урок, объяснение материала.
  • демократическая рассадка (творческий полукруг) – позиция педагога – руководитель.
  • “Круглый стол” – замыкает пространство общения, для проведения бесед, мозговых атак, поэтических вечеров. Позиция педагога – нейтралитет.
  • дискуссионная (один педагог между двумя рядами) – Выявление мнений, точек зрения. Позиция педагога – арбитр.
  • лучевая, или состязательная (два педагога между двумя линиями рядов) – диалог преподавателей, имеющих разные подходы. Позиция педагога – наставник, советник.
  • групповая (педагог в центре нескольких групп учеников) – организационная работа по группам. Педагог – генератор идей.

Своеобразная “технология” педагогического мизансценирования представляет собой:

  • мизансцена выстраивается с учетом педагогического жанра взаимодействия педагога и учащихся. Цель создания мизансцены – обеспечение оптимальных условий для умственной и практической творческой деятельности.
  • процесс проектирования мизансцены должен включать этап тестирования аудитории.
  • в основе мизансценирования лежит уважение, внимание и интерес к ЧЕЛОВЕКУ.
  • сначала создайте мизансцену умозрительно, потом практически.
  • замысел работы с педагогической мизансценой предполагает ее динамичность, подвижность.
  • к созданию мизансцены привлеките учащихся.
  • мизансцена корректируется с учетом отношений и практических задач.

 

Из учебного пособия  “Педагогическая режиссура (с тренингом публичного выступления)

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *