Игровые технологии являются одной из составляющих современных педагогических технологий. Понятие «игровые технологии» включает в себя достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Таким образом, педагогическая игра является переходной формой от игры к учебе.
Лингвистическая игра может быть использована на уроках как русского, русского как иностранного, так и иностранного языка.
Поскольку все лингвистические игры в той или иной степени направлены на развитие языковой, речевой и
коммуникативной компетенций, то все их можно разделить на некоммуникативные, предкоммуникативные и коммуникативные в соответствии с формируемыми компетенциями у учащихся.
Е.В. Душина “Лингвистические игры на уроках русского и иностранного языка в аспекте формирований коммуникативной компетентности учащихся”
Проиллюстрируем данную классификацию своими примерами лингвистических игр
- Игра «Пишущая машинка». Каждому ученику учитель присваивает название одной из букв алфавита русского или иностранного языка.
Затем подбирается словарное слово или слово для отработки той или иной орфограммы.
На уроках иностранного языка так может проверяться правильность написания новых слов.
По сигналу учителя ученики начинают «печатать» слово: сначала хлопает в ладоши первая «буква»
слова, затем вторая и т.д. Если слово будет «напечатано» правильно, то все учащиеся вместе хлопают в ладоши.
- Игра «Собери разбежавшиеся буквы». Учащимся предлагаются карточки с буквами или слогами, из которых надо составить слово. Слова подбираются с учетом изучаемой темы.
- Игра «Будь внимательнее». Для проведения игры необходим набор картинок с изображением членов семьи. Ведущий в быстром темпе показывает фотографию со словами «I’ve got a…».
Если он правильно называет того, кто запечатлён на фото, учащиеся с ним соглашаются, используя фразу «Yes, you’ve got a…», или не соглашаются, если ведущий ошибается.
- Игра «Сказочник». Учитель подбирает определенные слова и выражения, из которых просит учащихся составить рассказ. Побеждает тот учащийся, у которого получится самый интересный или самый длинный рассказ.
На уроках русского языка игру можно использовать при изучении причастия, деепричастия или наречия, также словосочетания и т.д.
На уроках иностранного языка таким образом можно отработать навык употребления слов или фраз, объединенных одной темой, или построения определенных синтаксических конструкций.
- Игра «Гид». Отрабатываем умением составлять вопросы по теме.
Участники игры должны написать как можно больше вопросов, уточняющих детали поездки, на иностранном языке.
Затем они поочерёдно задают свои вопросы, на которые отвечает ведущий, выступающий в роли гида. Участник, исчерпавший все свои вопросы, выбывает из игры. Последний оставшийся игрок становится победителем первого раунда и ведущим второго.
Таким образом, лингвистические игры представляют собой прекрасную возможность усвоения учащимися языкового материала в доброжелательной атмосфере.
Другие статьи автора
- Использование блог-технологий в учебном процессе вуза
- Техника вопроса и "фразы-убийцы" в речи (по следам книги Карстен Бредемайер, Райнер Нойман "Мастер словесной атаки")
- Топ-5 книг по конфликтологии
- 5 эффективных приемов терминологической работы
- Словарно-дидактические игры на занятиях по русскому языку/русскому языку как иностранному
- Лекция-мастер-класс: основные рекомендации
- Три упражнения на коррекцию дисграфии