Как работать с микротекстами на уроках русского языка

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Актуальным для учителя и преподавателя остается вопрос: «При помощи чего учить?». Мне кажется, что очевидным является использование микротекстов на уроках изучения иностранных языков и литературы. что будет способствовать развитию коммуникативной и читательской компетенции.

К микротекстам будем относить и цитаты, и афоризмы.

Цитаты — это дословная мысль, высказывание или выдержка из текста какого-либо автора.

Афоризм — это законченная мысль, выраженная в краткой форме с предельной лаконичностью и точностью. Но, как правило, нет смысла разделять цитаты и афоризмы, именно поэтому я и объединяю их  в название  микротекст.

Приемы работы с микротекстами

  • Использование в самом начале урока, в качестве эпиграфа.

Иллюстрация темы урока. Актуализация читательских знаний учащихся. Побуждение к действию.

При этом важно сохранять эпиграф все время перед глазами учащихся.

Чтобы сделать отличную инфографику на урок, обратитесь к мини-курсу “Инфографика на уроках”

Важным является работа с вопросами:

*Какую проблемы поднимает автор цитаты, афоризма?

*Насколько важна проблема, поднятая в афоризме?

*Согласны ли вы с афоризмом?

*Как связан афоризм и тема урока?

*Какие языковые средства использует автор афоризма?

  • Выбор афоризма для урока.

Озвучив тему урока предложить учащимся на выбор несколько цитат, которые могут проиллюстрировать тему урока. Докажите свою мысль.

Тема урока: “Язык – важнейшее средство общения”.

  1. Язык — инструмент, едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима. Петр Андреевич Вяземский.
  2. Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку. Вольтер
  3. Язык — это среда, в которой объединяются «Я» и мир. Ханс Георг Гадамер
  4. Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней. Максим Горький
  • Подбор цитат самостоятельно. Микротексты могут стать подсказками во время работы с текстом любого формата. 

*Для характеристики персонажей произведения.

*В процессе создания сочинения- описания картины.

*Для подтверждения своих мыслей по теме. Например, подбор аргументов во время подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

*Для  работы со средствами художественной выразительности, так как все микротексты в основе своей имеют эмоциональную составляющую для воздействия на читающего и слушающего.

Например, «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин), Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

Если у вас есть желание научиться работать в онлайне, то возможно, вам будет интересен курс “Онлайн урок РКИ” 

  • Подбор афоризмов и цитат на каждый день. Мотиваторы. 

«Весь мир – театр, и люди в нем актеры» (В. Шекспир)

“Устаешь ждать, но насколько хуже было бы, если бы ждать стало нечего” (Бернард Шоу).

Диалог – оптимальная форма занятия; он эффективен в решение не только познавательных, но и в существенной мере воспитательных задач. 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *