Как объединить, подружить и создать микросоциум для здоровых детей и детей с ОВЗ в классе

Что нужно, чтобы успешно интегрировать детей с ОВЗ в учебную среду? Учение и педагоги-практики выделять два условия: индивидуальный подход и адаптированные учебные технологии.

Дети с особенными возможностями развития (ОВЗ) – человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах.

Но, при всей актуальности и важности проблемы адаптации учебной среды, не менее значимой является проблема установления контактов между всеми детьми класса – здоровыми и с нарушениями развития.

Подходы к решению проблемы

Первый вариант пригоден для подготовки здоровых детей к появлению в классе ученика с ОВЗ, этот вариант заключается в передачи знаний о принятом в современном обществе поведении в отношении его представителей с видимыми и / или значимыми нарушениями.

Второй вариант – непосредственное включение детей с ОВЗ в сообщество здоровых сверстников и целенаправленное создание условий для взаимного внимания и общения между детьми.

В нашей стране для продвижения в этом направлении привлекаются методики, созданные иными не образовательными / ненаучными организациями, также занимающимися проблемами людей с инвалидностью.

Примеры мероприятий для детей

Для младших школьников могут проводится «Уроки доброты» – цикл занятий, разработанный Региональной Общественной Организацией Инвалидов (РООИ) «Перспектива» на базе программы занятий по пониманию инвалидности, проводимых в школах Калифорнии организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project).

Цель «Уроков доброты»:

  • формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями и объяснение, что инвалидность не может являться основанием для отторжения человека социумом и исключения его из различных сфер жизни;
  • проводится сравнение отношения к людям с ОВЗ в предыдущие исторические периоды (презрение, желание изолировать в специализированные учреждения, отказ в правах на достойную жизнь) и на современном отрезке времени (равноправие со здоровыми людьми, интеграция в социум, всесторонняя помощь).

На «Уроках доброты» рассматриваются следующие темы:

стереотипы по отношению к людям с ОВЗ,

реализация прав и возможностей людей с ОВЗ,

доступность архитектурной среды,

инклюзивное образование как форма совместного бытия детей с разным уровнем психофизического развития,

этикет при общении с людьми с ОВЗ.

Методы, используемые для изучения курса «Уроки доброты»: 

пассивные – составляют мини-лекции о различных аспектах жизни людей с ОВЗ и действенных способах помощи им;

активные для учеников –  ролевые игры, дискуссии, мозговой штурм, просмотр и обсуждение фильмов, совместная работа в малых группах.

Психологические технологии общей направленности в работе со здоровыми учениками

Эти технологии разрабатывались для здоровых детей (среднее звено) с целью лучшего сотрудничества со сверстниками (также здоровыми детьми), понимания их эмоций и возможной потребности в помощи.

Занятия со здоровыми детьми по формированию толерантности (с использованием методик широкой направленности) проводит психолог, который формирует установку на осознание и принятие индивидуальности другого человека, развитие эмпатии (понимание эмоций и чувств людей) и умение устанавливать контакты со сверстниками.

Активные методы работы: ролевые игры (например, «Слепой и поводырь»), игры и упражнения на формирование эмпатийного принятия другого человека («Друг для друга», «Мы так похожи»), коммуникативные и перцептивные игры («Я знаю, что тебе снилось», «Мне не встать без твоей руки»).

Активное переживание ситуаций и представление себя в различных «ролях» позволяют типично развивающимся учащимся в дальнейшем понять эмоциональное состояние людей с ОВЗ, самостоятельно сделать вывод о вариантах поддержки со стороны здоровых людей, в том числе с их стороны.

Если интеграция ребенка с ОВЗ уже произведена в класс

Пригодны методы непосредственной организации контактов между детьми класса и формирования сплоченного сообщества.

Технологии этого направления разрабатываются прежде всего за рубежом, так как теоретиками и практиками педагогики зафиксирована необходимость целенаправленно вовлекать учеников с ОВЗ в контакты с одноклассниками, а у здоровых детей формировать заинтересованное, основанное на гуманистических ценностях отношение к их «особому» соученику.

Примеры мероприятий

В странах Северной Америки широкое распространение получили еженедельные собрания класса.

Цель – формирование и сохранение общности класса, вовлечение всех учеников в происходящие в классе (школе) события.

На собраниях, при активном участии всех детей класса, определяются дела, начатые на прошедшей неделе и требующие завершения, обсуждаются предстоящие мероприятия, обозначаются виды деятельности, требующие взаимодействия и взаимопомощи между одноклассниками.

Аналогичный метод разработан в Польше, получивший название «В уголке на коврике».

Суть метода:

свободный рассказ детей о проведенных выходных – подобные обсуждения проводятся каждую неделю по понедельникам.

Цель: создания непринужденной обстановки и сохранения эмоционального комфорта дети и учитель располагаются по кругу. Каждый ребенок получает право на внимание со стороны других детей, которые, в свою очередь, приобретают навык активного слушания собеседника.

В заключении отметим, что при действительной проблеме взаимоотношений между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ педагогикой и психологией накоплен определенный круг методов для формирования сплоченного микросоциума соучеников, исключающего не толерантное поведение и изоляцию некоторых сверстников.

Читать еще по теме:
Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)

Три упражнения на коррекцию дисграфии у студентов

 

Автор статьи: Шевелёва Дария Евгеньевна — аспирантка Центра педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО (Москва).

 

 

 

One thought on “Как объединить, подружить и создать микросоциум для здоровых детей и детей с ОВЗ в классе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *