Функционал оригинального текста как инструмента в процессе изучения иностранного языка отмечается множеством специалистов. Однако нередки упоминания и
о недостатках аутентичных тестовых материалов (работы Н.П. Андриевской, Е. В. Бароновой и др.), к которым определяют сложности с интеграцией в образовательный процесс цельных произведений в силу их объема; разноплановость художественной речи, объясняемая применением средств выразительности; завуалированность авторского замысла и прочие проблемные аспекты.
Адаптация – действенный способ нивелиризации вышеуказанных негативных сторон.
Рекомендуем мини-вебинары “Адаптация текстов для занятий РКИ”
Очевидно, адаптация не является простым сокращением, но представляет собой более сложный механизм.
Технологии обработки текста:
- Трансформация – преобразование сложных для понимания единиц к более доступной форме (использование слов с предметным значением, замена страдательного залога на действительный, задействование более употребительной лексики и пр.).
Рекомендуем Пакет “Мастер РКИ”
- Экспликация – включение дополнений, разъясняющих потенциальные сложные моменты текста (интеграция сносок, комментариев, подстрочный/параллельный перевод, словарь и пр.).
- Конвертирование – перевод текста в иную форму записи информации (видео, аудио и пр.).
- Креолизация – интеграция иллюстративного компонента; модернизация текста на уровне графики (выделение отдельных частей отличным шрифтом, простановка знака ударения, деление на слоги и пр.).
Рекомендуем Марафон по образовательным комиксам
- Сокращение – исключение потенциально незнакомых слов и крупных текстовых структур, несущих второстепенное значение.
Факты использования Адаптированных изданий изучающими русский язык как иностранный прослеживаются уже в начале двадцатого века. Одним из примеров этого можно назвать работы М. А. Тростникова «Русская речь, чтение и письмо».
Другие статьи автора
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Использование блог-технологий в учебном процессе вуза
- Корректируем дисграфию у студентов
- Как легко и просто начать учебный год: мнение экспертов
- Лекция-мастер-класс: основные рекомендации
- Формируем терминологическую культуру у студентов
- Техника вопроса и "фразы-убийцы" в речи (по следам книги Карстен Бредемайер, Райнер Нойман "Мастер словесной атаки")