Читаем на уроках РКИ: на примере рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного Института филологии и массовых коммуникаций. Бурятский государственный университет имени Д. Банзарова (г. Улан-Удэ)
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

В практике преподавания русского языка иностранным студентам особое внимание уделяется аутентичным художественным текстам.
Интерес обучающихся к данным текстам объясняется тем, что они представляют собой пример естественного речевого общения носителей языка в рамках какой-то ситуации. В то же время эти тексты таят в себе и определенные трудности для иностранных студентов, изучающих русский язык, в силу своей образности, когда языковые единицы наполняются новыми смыслами, дополнительными оттенками.
Традиционно работа над художественным текстом делится на 3 этапа: предтекстовый, притекстовый и послетекстовый.

Рекомендуем посетить онлайн-конференцию “Чтение и работа с текстами на занятиях РКИ”.

Предтекстовый этап включает работу с информацией из биографии писателя, его творчества, фрагментов интервью, а также с интересными цитатами, высказываниями об авторе и произведении.
Задания на данном этапе направлены на развитие коммуникативных навыков учащихся, моделирование знаний, необходимых для восприятия конкретного текста, а также актуализацию уже имеющихся фоновых знаний (часто проводится работа в парах).

Здесь можно обратиться к поэтике названия, заострив внимание студентов на нем, и предложить подумать, о чем пойдет речь в тексте. Также необходимо обратить внимание студентов на ключевые слова, образы. В данном случае в тексте неизбежны незнакомые слова, поэтому задания формулируются таким образом, чтобы студент самостоятельно определил их значение. При этом используются разные методические стратегии: группировка слов по принадлежности к одной теме (тематическая группа), по частеречной принадлежности, анализ корней и аффиксов, опора на синтаксическую конструкцию, «сильный контекст», опора на уже известные слова, на фоновые знания, связанные с темой и ситуацией текста.

На этапе притекстовой работы рекомендуется разделить текст на несколько фрагментов. Задания этого этапа активизируют внимание, оперативную память, механизмы прогнозирования.
На послетекстовом этапе работа направлена на проверку глубины и точности понимания прочитанного, анализируется структура текста, средства связи, студенты приходят к выводам, таким образом, выходя в речь письменную и устную

Предлагается фрагмент работы с художественным текстом на примере рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

Предтекстовые задания
1. Знакома ли вам фамилия автора? С какими произведениями этого автора вы знакомы? Если автор вам незнаком, прочитайте краткую справку о нём.

Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972) – писатель-прозаик,
поэт, классик советской литературы, автор цикла «Денискины
рассказы». Родился в 1913 году в Нью-Йорке. Детство прошло в Гомеле, в
Белоруссии.
В 17 лет выдержал экзамен в актерскую школу, в которой
внимание уделяли не только преподаванию актерского мастерства, но и
глубокому изучению литературы. После смотра молодых талантов
московских театров его пригласили в Театр сатиры.
В. Драгунский был добрым, веселым и остроумным человеком, он
очень любил маленьких детей, и общение с ними доставляло ему огромное
удовольствие.
Писать начал в 40 лет. Героем его произведений стал младший сын
Дениска. По мотивам произведений этого писателя были сняты
художественные фильмы.

2. В данном тексте мы встретим новые слова, нам нужно их понять, а также вспомнить слова, которые уже знакомы.

3. Вам знакомы следующие выражения слюнки потекли, с ума сойти, черт ногу сломит, прямо беда, еще бы не трудный? Как вы думаете, когда их можно употребить в речи? Приведите примеры.
Есть ли в вашем родном языке синонимичные выражения? Если выражения незнакомы, соотнесите правый и левый столбики.

4. Вспомните слова и выражения.
Говорить, читать, понимать (как?) по-английски, по-немецки, по-китайски; свободно, немного, со словарем.
Учить, изучать, знать (что?) английский, немецкий, китайский,
монгольский, иностранный язык

5. Поработайте в паре. Расскажите, как вы изучаете иностранный язык. Ответьте на вопросы.
1. В каком классе у вас начинают изучать иностранный язык? 2. Когда вы начали изучать иностранный язык? Сколько лет вам тогда было? 3. Какие иностранные языки изучают в вашей школе? 4. Какие иностранные языки вы изучали? 5. Какие иностранные языки хотели бы изучить? 6. Рассказ, который мы будем читать, называется «Англичанин Павля». Предположите, о чем может быть рассказ с таким названием. 7. Прочитайте рассказ и скажите, почему текст называется так.

Послекстовые задания

Дайте развернутые ответы на вопросы.
1. Кто рассказывает эту историю? 2. Кто такой Денис? 3.Когда происходит действие? 4. Почему они решили «зарезать» арбуз? 5. Кто пришел к ним в гости? 6. Почему они обрадовались Павлику? 7. Почему они молчали, когда ели? 8. Почему Павлик давно у них не был? 9.Что понял Денис? 10. А чем занимался в это время Денис? 11.Что теперь, по
мнению Дениса, может делать Павлик, зная английский язык? 12. Что почувствовал Денис? 13. Где и с кем Павлик изучал английский язык? 14. Сколько времени Павлик изучал английский язык? 15. Почему Павлик измучился? 16. Почему он не сказал по-английски «здравствуйте» и «спасибо»? 17. Что выучил Павлик по-английски? 18. Что хочет сказать
Павлик Петьке по-английски? 19. Как вы считаете, Павлик хорошо понимает и говорит по-английски?

Рекомендуем Конференцию для преподавателей РКИ и обучающих детей-билингвов “Ученики с дислексией и/или СДВГ. Как обучать максимально эффективно”

Поделитесь своим мнением.
1. Вы уже поняли, что рассказ ведется от имени Дениса. Найдите в тексте места, в которых есть «детский взгляд».
2. Как вы думаете, что чувствует Павлик, когда говорит: «Что делал, что делал?.. Английский изучал, вот что делал». Найдите в текстеподтверждение своим догадкам.
3. Какие места в рассказе вызывают у вас смех? Найдите и прочитайте их выразительно.
4. Какие чувства вызывает у вас герой рассказа? Поделитесь своими впечатлениями.
Подготовьтесь к участию в беседе и/или напишите эссе на тему «Зачем современному человеку знать иностранные языки?»

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *