Учить или тестировать: готовимся к ЕГЭ по английскому языку

Aвтор материала: Алексей Тарасов -
Руководитель проекта EGEnglish.ru, преподаватель Высшей школы перевода (факультет) МГУ
Эксперт: методика преподавания языков, организация работы педагогов
Проект автора: EGEnglish.ru

Уже почти 5 лет прошло с момента объявления – в ЕГЭ по английскому языку будет устная часть. Это был первый неписьменный формат в рамках уже ставшего привычным экзамена.

Вопросов было больше, чем ответов:

  • Не будет ли стрессовым такой формат для детей настолько, что вообще ничего не смогут  сказать?
  •  Как будут их оценивать: лояльно или нет?
  •  Где теперь искать время на подготовку?
  • Как ребенок будет разговаривать с компьютером (устная часть происходит без участия человека – голос записывается в специальной программе)? И как вообще учить говорить «под ЕГЭ»?

Ответы на большинство вопросов нашлись у учителей достаточно быстро .
На помощь  подоспел уже ставший популярным WhatsApp с функцией записи голоса. Учителя стали получать от ЕГЭшников  тренировочные попытки, а в ответ отсылали оценки и комментарии. Издательства и онлайн ресурсы подошли к этому вопросу творчески и сделали «тренажеры».

Были выпущены разного рода ресурсы -приложения на диске, веб-сервисы – которые давали некий образец, возможность записи и прослушивания ответа.

Проект EGEnglish.ru – онлайн-платформа для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку. Идея пришла из авиации: в голове возник классический образ тренажера для пилотов, который трясет при малейшем неправильном движении.

Базовый принцип– быстрая и запоминающаяся обратная связь системы

О том, как начать свой образовательный бизнес можно в мини-курсе “Мини-курс “Мой образовательный бизнес-проект: начало”

Хотелось, чтобы ученик не просто послушал себя, а получил что-то более ценное, то, с чем потом можно быстро поработать и вернуться, при необходимости, вновь. На ум пришли «О’кей Гугл», Cири и Яндекс.Навигатор. Все эти не учебные инструменты вполне сносно понимали говорящего и могли письменно это представить – в виде скрипта.

Конечно, найдется немало критиков, которые расскажут о том, что технология распознавания речи несовершенна и вообще сырая. Но здесь есть один весомый аргумент: современные системы распознавания речи могут «понимать» до 90% звучащей спонтанной речи, в то время как человеческое ухо почти никогда не выходит за рамки 95%. Это был ключик, который приоткрыл дверь для «умного тренажера».

Основное техническое решение – распознавание речи

В основу легла идея Перевернутого класса (FlippedClassroom), в которой учитель должен разбирать материал,  изучаемый учениками самостоятельно. В случае с тренировкой устной речи для экзамена данный подход был немного адаптирован: основное внимание учителю нужно уделить анализу монологического высказывания (самые сложные задания №3 и №4 – это как раз монологи), а не быть надсмотрщиком в момент тренировки ученика.

Но, если речь идет об экзамене, то необходима некая система оценивания.
Как дать ученику возможность получить оценку не во время разбора полетов с учителем, а сразу после тренировки?
В программистском мире эта технология называется – обработка естественного языка, которая представляет собой определенный набор алгоритмов для понимания смысла текста.

В результате получился, в хорошем смысле слова, “винегрет” из образовательных и компьютерных технологий, который на самом деле уже частично применялся в обучении иностранным языкам.

Вот так работает наш «образовательный винегрет» на практике:

Каждое задание имеет  специфику:

  • 1 задание УЧ ЕГЭ – это чтение текста.
  • 2 задание –  постановка вопросов условному собеседнику.
  • 3 задание – описание картинки.
  • 4 задание – сравнение картинок.

Тем не менее, мы предлагаем единую модель работы. Она также универсальна и для заданий ОГЭ, которые принципиально отличаются отсутствием автоматизированной оценки.

Универсальная схема работы с тренажером EGEnglish.ru

На примере задания №3 Устной части ЕГЭ рассмотрим те учебные действия, которые приведут к выработке необходимых умений спонтанного говорения и снижению стресса учащегося перед компьютерной формой проведения тестирования.

  • Первичное тестирование.

1) Внутри задания ученику нужно следовать следующему алгоритму: просмотр образца — прослушивание аудиозаписи образца — наговаривание ответа.
2) Полученный скрипт необходимо вернуть в оригинальное состояние (ставим галочку «Разрешить редактирование»). Для этого нужно прослушать свой ответ, постепенно исправляя ошибки распознавания.
Это действие несет сильный учебный эффект: ученик не просто «просматривает» свой ответ, а выполняет действие, которое позволяет проанализировать  ошибки в первый раз. Если распознано менее 80% слов, необходимо проверить, работает ли ваше устройство согласно техническим требованиям (тихое помещение, работающий микрофон, наличие стабильного интернет подключения).

3) Для сохранения скрипта ответа нужно сначала нажать кнопку «Проверить», а затем «Добавить ответ».
4) Необходимо проверить, сохранился ли ответ в личном кабинете. На странице задания должно появиться специальное поле, которое демонстрирует имя пользователя, дату сохранения, оценку компьютером и сам текст скрипта. Также ответ доступен в личном кабинете (Мой профиль) во вкладке «Мой прогресс».

  • Разбор с учителем

1) В независимости от формы работы (оффлайн или онлайн) нужно иметь перед глазами скрипт. Для оффлайна следует распечатать текст (можно получить pdf) или показать его на экране устройства (проектор, компьютер, планшет). Во время анализа скрипта ученик должен его постоянно видеть перед собой.
На этом этапе удобно воспользоваться возможностями личного кабинета учителя, в котором возможно отслеживать  попытки учащегося, если он, конечно, прикреплен к вам, как к учителю. Затем к этому банку скриптов можно и нужно возвращаться для того, чтобы проследить прогресс в учении.

2) Смотрим на 0 показатели в оценке компьютера. Ученик должен попробовать сначала самостоятельно объяснить, почему не получил балл по соответствующему критерию. При наличии затруднений учитель рассказывает ученику, в чем могла быть причина.

Например, в скрипте образца ответа 3 задания устной части ЕГЭ (см. выше), отсутствует вступление после технической фразы I’ ve chosen photo number 3, поэтому компьютер поставил 0 баллов.

3)После этого необходимо еще раз просмотреть полученные оценки по критериям. Ученик должен проанализировать оценку по каждому и согласиться\не согласиться с выставленным баллом. Затем учитель комментирует выбор ученика.

Согласие или несогласие – это условие для критического осмысления собственного ответа, а не формальное запоминание требований к критериям оценки.

Например, в скрипте образца выше выставлен 0 по критерию «Организация текста». Ученик может сказать: «Нет, не согласен с оценкой». Если так происходит, необходимо объяснить, что не были использованы средства связи (linkers).
4) Затем следует скопировать текст в любой текстовый редактор (при оффлайне можно сделать письменно на бумаге) и отредактировать ответ таким образом, чтобы учесть ошибки предыдущего наговаривания. Например, добавить вступление и средства связи. Полученный текст необходимо прочитать несколько раз до перехода к следующему этапу.

Таким образом, ученик получает 2 независимые оценки (компьютерную и учительскую), а учитель приобретает совершенно иной статус: теперь он уже не просто проверяющий, а скорее ментор/тьютор, который помогает осознать проблемные моменты и предлагает пути их решения.
Ученик, в свою очередь, перестает ощущать тестовое давление, поскольку формирующее оценивание учителя происходит во время работы, а не является элементом, завершающим учебную ситуацию.

О других способах и вариантах формирующего оценивания можно узнать на вебинаре “15 инструментов эффективного преподавания”

  • Повторное тестирование

1) На основе анализа предыдущего этапа нужно повторить все шаги в пункте №1 «Первичное тестирование».
2) Полученный скрипт можно повторно проанализировать с учителем. Если после анализа присутствуют ошибки (компьютерная оценка ниже 7 баллов — для 3 и 4 заданий ЕГЭ или ученик не видит допущенных ошибок), следует еще раз пройти учебный цикл: наговаривание ответа — сохранения скрипта — самостоятельный анализ и восстановление оригинального текста — анализ с учителем.

Теперь ученик может  брать ответственность за тренировки на себя, тем самым увеличивая их частоту. Учитель же приобретает визуальный банк работ ученика, которые ранее оставались «какими-то файлами на компьютере и телефоне» – к ним на практике не хватало времени вернуться, а значит и прогресс ученика оставался вне поля зрения.

Условия, при которых тренажеры EGEnglish можно внедрять в процесс обучения

Больше не нужно выбирать, чему больше уделять внимание – тестированию или обучению. Регулярное тестирование, которое, конечно, очень важно при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, можно встроить в процесс обучения. И обучение становится более осознанным и менее стрессовым для основных участников процесса: ученика и учителя.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *