Summary: Нина Джексон “Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии”

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Нина Джексон не просто известный в Великобритании педагог и международный консультант по образованию. Она из тех людей, которые умеют увлечь и детей, и взрослых; не только научить, но и вдохновить.

1. Внутри меня сидит дракон

Ситуация: девочка в классе ни с кем не разговаривает. Что делать?

  • Если ребенок вообще не разговаривает, возможно, у него задержка развития или заболевание.
  • Однако, если ребенок говорит и понимает язык, но не разговаривает в определенных ситуациях, такое состояние называется избирательной немотой. Раньше эти симптомы приписывали аутизму, но теперь их относят к тревожному неврозу.

Вот почему так важно разобраться в ситуации в целом – посмотреть, как ребенок ведет себя в различных социальных контекстах.

  • Бывает, что детей, проявляющих признаки избирательной немоты, поначалу принимают за застенчивых тихонь.

ПОДУМАЙТЕ, может быть, вы замечали у ученицы следующие симптомы или слышали, что у нее случаются описанные ниже трудности:

  • Ребенок упорно не разговаривает в одной обстановке, скажем в школе, и разговаривает в другой, скажем дома или при родственниках. Такой замкнутый круг может закончиться полным уходом в себя и самоустранением от общества. Страдает общение, учеба, а дальше – если не заняться проблемой – профессиональная реализация.
  • Симптомы можно отнести к потенциально невротическим, только если ребенок молчит не меньше месяца. При этом первый месяц в школе не в счет – многие дети в это время застенчивы, поэтому первичную застенчивость необходимо исключить.
  • Ребенок с избирательной немотой склонен больше тревожиться по разным поводам, чем другие дети.
  • Ребенок с избирательной немотой крайне чувствителен к шуму, сборищам и суматохе. Такой ребенок может опасаться общественных пространств, таких как магазины и туалеты, и прочих мест скопления людей.
  • Такому ребенку сложно выражаться вербально и невербально; он может пребывать в своем мирке и просто не слышать, что вы ему говорите.
  • Ребенок с избирательной немотой часто закатывает дома истерики, которые носят скорее телесный, нежели речевой характер.
  • Маленькие дети с избирательной немотой обычно очень привязаны к родителям или опекунам. От этого в школе им не по себе, вот они и решают молчать. Другой вариант: из-за волнения у них в горле возникает спазм, и они просто не в состоянии говорить.
  • Избирательные немые могут показаться чрезмерно застенчивыми, хотя в действительности они боятся людей.
  • Избирательная немота часто сочетается с другими синдромами тревожности, например с социофобией – такому ребенку сложно найти общий язык с одноклассниками.

Методика работы:

Угасание возбудителя

Техника заключается в том, что вы помещаете ребенка в управляемую среду с кем-то, кому он доверяет, с кем ему легко общаться. Постепенно, пошагово в эту «безопасную» среду вводится еще один человек. Это происходит не сразу, а на протяжении определенного времени.

Такая методика называется «внедрение», или «маленькие шажки».

Как правило, довольно много времени уходит на первых двух человек. И все же ребенок учится общаться в группе. Даже если после «внедрения» нескольких человек ребенок по-прежнему не разговаривает, продолжайте спокойно общаться с ним посредством игрушек, игр, записочек или просто будьте рядом – на таком расстоянии, чтобы он чувствовал себя спокойно и не ощущал угрозы.

Снижение чувствительности

Суть этой методики в том, что вы общаетесь с ребенком через ролевые игры, к примеру притворяетесь, что разговариваете с ним по телефону, или оставляете для него, как бы ненароком, игрушки, картинки и записки там, где он проводит много времени. Такие действия психологически подготовят ребенка к следующему шагу – речевому общению. Помните, что процесс этот не быстрый, но отступать нельзя.

Главное, чтобы ребенок постоянно чувствовал поддержку. Если ребенку диагностировали избирательную немоту, рекомендуется лечение тревожного невроза. Дети, которые проходят эффективную терапию на ранних стадиях, справляются с тревожностью и затем нормально функционируют в самых разных жизненных ситуациях.

Есть несколько типов действенной терапии при данном неврозе, некоторые из них вы можете даже сами попробовать в школе.

Хорошие результаты у детей показывает игротерапия, поскольку за игрой они расслабляются и забывают о своих напастях. А дальше вы переносите в живое общение все, чего удалось добиться во время игры.

Метод формирования дает систему, которая побуждает ребенка оттачивать иные способы общения (к примеру, жесты, шепот, артикуляцию), пока не появится речь. Делать прогнозы по срокам тут сложно. Вам следует непременно рассказать ученикам, что одноклассница не хочет разговаривать.

Подчеркните, что ее ни в коем случае нельзя к этому принуждать, но объясните, что они ей очень помогут, если будут как можно больше с ней общаться, например жестами и другими неречевыми способами.

 2. Как заинтересовать учебой

Учеба – часть нашей жизни. Мы учимся не только на уроках. Поэтому, рассуждая, как увлечь детей, нужно учитывать не только образовательные цели, но и их личные потребности. Умение зажечь и заинтересовать учебой – чуть ли не самый мощный инструмент в руках преподавателя, и овладеть им совершенно необходимо.

Методы:

Минута вдумчивого шушуканья

Задайте ученикам вопрос и дайте всего минуту на обсуждение. Пусть пошушукаются, обменяются мнениями. По окончании минуты переведите шушуканье в цифровой формат – запишите ответы на аудио, видео или в виде интерактивной ассоциативной карты.

От трех до десяти

  • Попросите учеников записать на любой доступной поверхности (на стикере, куске однотонных обоев, расстеленном на полу, на оконном стекле или даже у себя на руке, в виде татуировки) три вещи, которые каждый из них усвоил или сделал на прошлом уроке.
  • Предложите каждому выбрать десять наиболее понравившихся ответов других одноклассников, и пусть они в командах обменяются мнениями и впечатлениями.

Не забудьте в конце собрать ответы – это ведь иллюстрация того, как дети думают и усваивают материал, – чтобы затем внести их в «учебные портфолио» (будем называть так индивидуальные коллекции учебных «вещдоков» учеников).

  • И не забудьте сфотографировать, как они выполняли «От трех до десяти», – глядя на фотографии, дети будут вспоминать это упражнение. Некоторые ученики вполне могут «попасться на крючок»: после того как они активно участвовали в процессе и работали сообща, им станет интереснее учиться.

Озадачь товарища

Попросите учеников сочинить вопросы, которые поставят одноклассников в тупик.
Вскоре вы услышите, как от натуги у них скрипят извилины; им захочется придумать неразрешимую загадку; им станет интересно, повысится внутренняя мотивация, на которой строится любовь к учебе. Понаблюдайте, как они посмеиваются, торжествуя про себя, пока одноклассники ищут ответа на их вопрос.

Короче говоря, давайте детям выбор и увлекайте аппетитными заданиями.

3. Дислексия – дар, проклятие и особенность обучения

Ситуация: среди учеников много детей с дислексией. А у меня нет специальной подготовки. Что посоветуете?

Позвольте начать со статистики. В отчете Британской ассоциации дислексии говорится, что в среднем 10 % населения Великобритании страдают дислексией, из них 4 % – в серьезной форме. И это только цифры по зарегистрированным случаям, а сколько людей живет себе, не подозревая, что у них дислексия!

Если вы хотите помочь своим ученикам, давайте сначала проясним, что такое дислексия. Итак:
• Дислексия – это не отставание в развитии.
• Дислексия – это дар, но только в том случае, если его обладатель осознает свои преимущества и таланты. Само по себе нарушение не делает человека талантливым. Многих дислексиков нужно «раскрывать», поскольку они чрезмерно зациклены на том, что не способны делать, и забывают о том, на что способны.
• Среднестатистический человек считает, что дислексия выражается в нарушениях чтения, письма, сложностях с орфографией и математикой, а некоторые думают, что дислексия –это когда человек путает буквы и слова. Но дислексия гораздо шире.
• Многие полагают, что дислексия влечет за собой пониженную обучаемость, хотя это справедливо лишь в том случае, если ребенок не способен развить навыки и найти пути, как преодолеть сопряженные с расстройством сложности, или позволяет дислексии мешать учебе и жизни.

Методы:

Особенность обучения

Сначала договоримся, что дислексия – это специфическая особенность обучения.

  • Всегда объясняйте материал несколькими способами, при необходимости повторяйте
    сказанное.
  • Проверяйте письменные работы ручками двух цветов: один цвет для оценки содержания, другой – для грамотности/аккуратности.
  • Исправляйте орфографические ошибки только в пройденных словах.
  • Составьте словари для учеников-дислексиков.
  • Предъявляйте высокие требования к пониманию и умеренные – к письменным ответам.
  • Проверяя работы, ставьте себя на место ученика: пытайтесь понять, с какими трудностями он сталкивается при написании букв (к примеру, пишет изнутри наружу и задом наперед).
  • По возможности позволяйте ученикам с дислексией отвечать или излагать свои мысли устно. Предложите им записать ответы на аудио (для этого можно воспользоваться приложением Dragon Dictate или Audioboom).
  • Большинство моделей iPad позволяют записывать устные ответы на аудио, после чего планшет выдает их в виде письменного текста (опция доступна только в тех моделях, где есть значок встроенного микрофона).
  • Не забывайте, что ребята с дислексией очень устают. Они трудятся гораздо более напряженно, чем остальные дети, и к полудню выжаты как лимон.
  • Дайте им «переварить» услышанное – объясняйте четко и медленно, пусть информация уляжется у них в голове, а потом попросите их передать основную суть сказанного.
  • Старайтесь подбирать методики, воздействующие на все органы чувств, – тогда дислексики с большей вероятностью усвоят и запомнят.
  • Хвалите и помогайте, где уместно. И помните, что соотношение похвалы и критики должно быть 4: 1.
  • Постоянно советуйте, как лучше решить ту или иную задачу.
  • Дислексики раскрываются в устной работе, так проявите интерес к их навыкам и талантам – согрейте их душу, тогда и голова начнет работать лучше.

4. Они не будут с вами считаться, пока не будут в вас нуждаться

Ситуация: в классе ученики, которые постоянно болтают.

Между этими двумя ситуациями большая разница. Одно дело – пустая болтовня, и совсем другое – творческие, созидательные разговоры во время выполнения задания – если это они.
Едва ли не худшая ошибка педагога – прервать учеников, когда они разговаривают на учебные темы: обсуждают, что нового узнали, какие им это навеяло мысли.

Такие разговоры сильно отличаются от болтовни ни о чем. Если ученики продолжают обсуждения по следам
вашего задания или вопроса и разговор получается плодотворный, дающий почву для размышлений, поступите как тренер – скажите: «Запомните, что вы хотели сказать, – я разрешу продолжить обсуждение после того, как мы узнаем, что думают ваши одноклассники (члены вашей группы)».

Методы и приемы:

  • Техника «я говорю – вы говорите – мы говорим».

В чем она заключается: есть время, когда вы говорите, а ученики слушают; есть время, когда они говорят друг с другом; и есть
время, когда весь класс общается и выслушивает все мнения. Эта методика, помимо всего прочего, позволяет проверить знания учащихся. Только не забывайте использовать одноименные речевые сигналы. Если будете постоянно повторять их на уроках, то вскоре достаточно будет сказать только «Я», «Вы» или «Мы». Работает на сто процентов!

  • А вот еще идея: «время думать – время делиться» (или «время играть – время работать»). Время думать, если это делается по-одному, происходит тихо и спокойно, но ведь можно думать и по-другому. Мысли можно конспектировать, зарисовывать, озвучивать, записывать на аудио/видео и даже складировать.

Как и время делиться – его тоже можно обыграть по-разному. Скажем, найти место в классе, откуда ученик продемонстрирует то,
что усвоил или придумал, записать его умозаключения в журнал познания или опубликовать их в персональном/классном блоге. Учтите, что «думанием» тоже можно делиться и его можно хранить. Мои ученики обожали «банк мыслей» (откладываешь до следующего раза) и «думки на насесте» (когда все собираются в стайку и делятся мыслями с одноклассниками
и, естественно, со мной).

  • Постоянно следите за разговорами учеников и, если беседа мешает учебе, перенаправляйте ее в другое русло. Все время ходите по классу и отслеживайте ситуацию: как только дети увидят, что вы приближаетесь, они тут же вернутся к работе. Вы должны быть для них вожатым и наставником, тренером и болельщиком, руководителем и контролером.
  • Выделите на стене пространство под «настенные разговоры», или «граффити наших разговоров»: сюда ученики могут записывать на всеобщее обозрение свои обсуждения учебных тем. Нередко это порождает дальнейшие дискуссии.
  • В конце урока попробуйте методику «говорящая карточка»: раздайте детям листки бумаги, попросите записать на них соображения или вопросы, возникшие в ходе урока, и сложить листки в большую стеклянную банку. Некоторые учителя называют эту методику «пропуск на выход» или «карточка знаний». Когда банка наполнится, проверьте, что они
    усвоили и какие у них возникли вопросы к вам или классу. И не забывайте следить за тем, что говорите сами.

Хорошие учителя отлично говорят, но потрясающие учителя предпочитают меньше говорить и больше направлять учеников!

 

5. Учимся в странных местах

Бывает, непривычная обстановка магически влияет на детей – они начинают прекрасно заниматься.

Есть дети, для которых сидеть под партой – единственный возможный выход, поскольку сидеть за партой, рядом с партой или даже на парте для них слишком банально, а их мыслительный процесс требует необычного места работы. Если учащиеся хорошо усваивают знания, сидя под партой, значит, теперь у них там «норка» для учебы.

У каждого из нас есть подобное «место силы». А для детей и вовсе нет ничего прекраснее, чем устроить свой «домик» вдали от взрослых, играть в нем и познавать мир.

 

6. Хватит кричать с места!

Ситуация: ученики выкрикивают с места. Что делать?

Ученики выкрикивают ответы, потому что не могут сдержать возбуждение и желание ответить – они просто до смерти хотят выложить все, что знают, причем как можно скорее.

Одно из возможных решений – сначала дайте всем крикунам прокричаться, а потом примените технику вертолетного винта: пусть отвечают по очереди. Так вы, по крайней мере, сразу же позволите им выпустить пар, чем снизите градус чрезмерного рвения.

Или позвольте выкрикнуть ответ, а потом переведите его в другой формат – покажите или донесите до класса иным способом.

Методики:

Лови пумпон

Задайте вопрос, возьмите предмет (к примеру, пумпон, пакет, мячик) и бросьте его ученику, от которого вы хотите получить ответ. Только, пожалуйста, не надо бросать тяжелые предметы – не хватало нам еще расследования несчастного случая!

Все выкрики – на стену

Данная методика считает выкрики с места отличным способом выражать мысли и делиться ими. И переводит все в игру. Предложите детям разместить ответы на ваши вопросы в любом месте: на окнах, доске для «настенных разговоров», в коробке, банке – чтобы все смогли оценить ход мыслей друг друга.

 

7.  Дети скучают на уроках коллеги

Сначала давайте отделим профессиональное от личного. В любой работе у нас есть обязательства перед собой, перед нашими работодателями и занимаемой должностью: коль уж взялись, значит, будем прилагать все силы, чтобы добиться наилучшего результата. В данном случае у нас есть обязательства перед детьми и перед профессией.

ЗАДУМАЙТЕСЬ о следующих аспектах профессионализма.
1. Личные отношения не должны влиять на ваши профессиональные суждения и обязанности. И здесь без вариантов, профессиональный долг превыше всего. Это ваша работа, вам доверяют дети.
2. Рабочие или деловые отношения должны иметь под собой исключительно профессиональную основу. Текущие школьные стандарты требуют постоянного и полного взаимодействия всех членов коллектива во всех областях. Любые конфликты интересов могут серьезно ослабить ваше положение, поэтому старайтесь их избегать.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *