Диктант на уроке русского языка как иностранного: условия, организация, примеры

Aвтор материала: Елена Чернега Майнерт -
кандидат филологических наук, преподаватель русского языка как иностранного и русского как второго родного в  Народном университете, в школе «Main Schule», Франкфурт-на-Майне.
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Исторически сложилось,  как среди преподавателей, так и студентов русского языка как иностранного, первая реакция на слово «диктант» – это страх в глазах, как будто сейчас мы все будем подвергаться какой-то ужасной пытке. Я всегда предлагаю попробовать: ведь среди 60 видов диктантов, всегда найдется тот, который вам и вашим студентам придется по душе. И нужно сказать, диктанты меня никогда не подводили. Мои диктанты могут вызывать удивление, восхищение, веселье, но никак не испуг.

Почему именно диктант?

Диктант обычно проводится на этапе закрепления или повторения пройденного  материала и позволяет заменить скучные рутинные задания типа «выбери правильный ответ» или «напиши глагол в правильной форме» на более динамичные и разнообразные.

Преподавателю диктант помогает понять, как был усвоен студентом тот или иной материал, определить «белые пятна», с которыми можно было бы еще поработать на уроке.

Студенту диктант даёт больше:

  • помогает пройти этап закрепления и повторения материала более осмысленным;
  • позволяет обратить внимание на степень своего владения материалом;
  • поддерживает креативность, так как некоторые виды диктанта требуют принятия определенных лингвистических решений (в том числе и неординарных);
  • помогает использовать не только активный, но и пассивный словарный запас;
  • способствует более углубленному изучению грамматического, стилистического, страноведческого материала;
  • поддерживает уверенность студента в себе и помогает в развитии социальной компетенции на русском языке.

Как часто можно проводить диктанты на уроке?

Все зависит от того, как часто проводятся занятия, их длительность, какие цели изначально стоят перед преподавателем.

Я, например, провожу диктанты разного вида во взрослой группе на каждом занятии, при условии, что занятия идут один раз в неделю длительностью три академических часа. Не утверждаю, что это необходимо, но в моих группах это работает.

Диктант может длится от 10 до 45 минут, при этом можно просто продиктовать студентам материал, на этом завершить задание и перейти к следующему, а можно на основе диктанта приготовить еще и дополнительные задания. Так, на начальных этапах я часто устраиваю диктанты для «разогрева», на 5-10 минут (например, очень подходит в этом случае диктант «Бинго»).

 

Диктант можно использовать при работе индивидуально, в парах, в маленьких группах, в больших группах.

Навыки, необходимые студенту, для написания диктанта

Преподаватель должен оценить перед началом проведения диктанта, насколько студент готов к такому виду работы, подробно объяснить на примере, как будет диктант проходить и что от студента требуется. Провести тренировочный диктант, а потом уже настоящий.

Таким образом, у студента снимется страх перед диктантом, что позволит ему выполнить задание успешно.

Для успешного написания диктанта студент должен обладать следующими навыками:

  1. Понимать значение слов, которые входят в текст диктанта и являются частью коммуникативного процесса (перед каждым диктантом возможно объяснение незнакомых слов, очень сложные слова можно выписать на доску).
  2. Переводить услышанное в письменную речь, что требует от студента не только знания алфавита, но и знаний грамматического строя языка (если мы говорим о полноценном тексте).

На что необходимо обратить внимание преподавателю в момент отбора материала для диктанта

  • Обращайте внимание на соотношение в тексте диктанта коммуникативной и грамматической информации и определитесь, что вы хотите проверить у студента: использование письменных навыков или знаний в области грамматики.
  • Текст должен являться коммуникативным целым, то есть быть связным и понятным. В этом случае отрабатываются не только орфографические навыки, но и структура (абзац, формулы начала и конца текста и т. д.).
  • Пунктуация является основополагающим элементом письменной речи, тем более что пунктуация может изменить значение сообщения. Если текст очень сложный с точки зрения знаков препинания, некоторые из них можно продиктовать.

Преподаватель определяет не только вид диктанта для работы на уроке, но и следует определенным закономерностям в момент его написания:

  • манера диктовки выбирается в зависимости от вида диктанта (быстрый или медленный темп; тест читается полностью или по частям; читает преподаватель или студент);
  • постоянное варьирование типов текста: классические тексты, диктант текстов разных стилей (газетные новости, реклама, переписка, интервью), созданные учениками и преподавателем тексты;
  • варьирование активности участников и их роли в диктанте: индивидуальная работа, в паре, в маленьких группах, всей группой; студенты могут выступать в роли диктующего, проверяющего, пишущего, подготавливать тексты для диктанта, изменять текст.

Алгоритмы написания диктантов

Одного единственного алгоритма нет, так как нужно ориентироваться на особенности студентов (возраст, вид занятий, цель обучения и т.п.).

Тем не менее, стоит всегда придерживаться нижеперечисленных шагов, так как они помогут успешному выполнению задания в целом.

  • Объяснить тему диктанта: тип текста, коммуникативный контекст, источник текста и т. п. Убедиться, что это понятно студентам.

Ведь называя тему диктанта, мы таким образом заставляем студента сконцентрироваться, что повышает мотивацию выполнения задания.

  • Прочитать текст диктанта полностью для того, чтобы студенты составили представление о полном тексте. Студенты слушают, не пишут.
  • Разделить текст на синтагмы и диктовать по синтагмам (если речь идёт о тексте).
  • После полной записи слов/словосочетаний/текста, прочитать еще раз материал полностью, студенты проверяют написанное.
  • Попросить студентов самостоятельно прочитать записанный текст вполголоса, затем задать им несколько вопросов по записанному материалу.
  • Если работа индивидуальная: дать время на самопроверку. Если предусмотрена работа в группах: разделить студентов на группы, в которых они комментируют между собой и сравнивают записанный текст. На этом они могут вносить все возможные изменения в свой текст.
  • Предоставить студентам оригинал диктанта (ксерокопия, доска, проектор), попросить исправить ошибки на последнем этапе чернилами другого цвета.
  • Оценить работу. Можно дать дополнительное задание: переписать заново правильный текст.

Бинго-диктант для “разогрева”

Уровень: А1 – С1

Вид работы: индивидуальная работа, в парах и в группе

Навыки: знакомство с алфавитом на начальных этапах, расширение словарного запаса.

Очень эффективен не только на начальном этапе обучения, но и на продвинутых этапах. Позволяет контролировать усвоение алфавита, новых слов, цифр, числительных, порядковых числительных, фразеологизмов.

Каждый из студентов получает одно поле и заполняет его буквами алфавита, либо цифрами, либо словами, либо короткими фразами (при этом все выбранные элементы не должны повторяться в клетки). Материал, который можно внести в пустые клетки проговаривается: либо он где-то был записан, либо прямо написан перед полем (на начальном уровне). Далее диктующий «кричит» как в лото слова. Выигрывает тот, кто первый зачеркнул внесенные в 9 клеток слова.

Работа может быть, как индивидуальной, так и групповой. Диктовать могут и преподаватель, и студенты.

  • Алфавит. Позволяет использовать практически на самых первых уроках русского языка как иностранного.

 

 

  • Слова

 

Это не единственный вид диктанта, который применяется на занятиях. В следующей статье раскроем работу с другими видами диктантов.

Продолжение следует

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *