Преподавание лексики на начальном этапе изучения русского языка как иностранного (Тема: “Город и транспорт”)

кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики, межкультурной коммуникации и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Представляем план занятия по русскому языку как иностранному: уровень студентов – элементарный.

Представленное занятие имеет следующую структуру:

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.
  • Введение тематического минимума и употребительных грамматических конструкций по теме (на данном этапе возможно использование языка-посредника).
  • Введение грамматического материала, необходимого для освоения темы (грамматический минимум) (на данном этапе возможно использование языка-посредника).
  • Проверка понимания новых слов (язык-посредник / текстовый уровень — ответы на вопросы по прочитанному тексту).
  • Первичное закрепление материала: предтекстовый уровень.
  • Дальнейшее закрепление изученного материала посредством реализации четырёх видов речевой деятельности: говорения, чтения, слушания, письма.
  • Подведение итогов занятия.
  • Домашнее задание.

Занятие по теме «Город и транспорт» (3 часа)

Цель занятия — научить студентов, изучающих русский язык как иностранный, использовать в устной и письменной речевой практике лексику на заданную тему: продуцировать собственные связные высказывания по теме «Город и транспорт» (не менее 7 фраз), а также инициировать диалог и адекватно реагировать на реплики собеседника (объем до 60 слов).

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с лексикой по теме «Город и транспорт», а также ввести основные грамматические конструкции по теме (на усмотрение преподавателя можно использовать языкпосредник или родной язык слушателей при условии владения им педагогом, работу со словарём).
  • Изучить правила использования глаголов движения ИДТИ — ХОДИТЬ — ПОЙТИ, ЕХАТЬ — ЕЗДИТЬ — ПОЕХАТЬ; лексику, обозначающую расстояние, ориентацию в пространстве и направления движения (ДАЛЕКО, БЛИЗКО, НЕДАЛЕКО, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ, РЯДОМ, НАПРАВО, НАЛЕВО, СПРАВА, СЛЕВА, ПРЯМО, НАЗАД); повторить особенности употребления порядковых числительных (грамматический минимум).
  • Проверить понимание новых слов и грамматических конструкций.
  • Первичное закрепление нового материала путём многократного повторения новых слов в различных коммуникативных ситуациях (7–10 повторений).
  • Научить студентов использовать новую лексику в процессе продуцирования собственных связных высказываний по теме «Город и транспорт», а также в ситуации инициирования диалога и участия в нем.

Этап 1. Организационный момент

Приветствие. Запись даты и темы занятия на доске. Проверка готовности к занятию.

Этап 2. Проверка домашнего задания

Этап 3. Изучение нового материала

Все новые слова, представленные в раздаточном материале студентов, преподаватель записывает на доске, читает, чётко артикулируя, студенты вслух повторяют слова за преподавателем. При необходимости делается транскрипция слов.

На усмотрение преподавателя для объяснения значения слов можно использовать язык-посредник, родной язык слушателей, словарь.

Немного грамматики

Глаголы движения:

Будущее время (совершенный вид):  я пойду, поеду ты пойдёшь, поедешь мы пойдём, поедем вы пойдёте, поедете он, она, оно пойдёт, поедет они пойдут, поедут.  Пойди(те)! Поезжай(те)

Вопросы КУДА? ОТКУДА? К КОМУ? ОТ КОГО?

Порядковые числительные:

1 — один — ПЕРВЫЙ

2 — два — ВТОРОЙ

3 — три — ТРЕТИЙ

4 — четыре — ЧЕТВЁРТЫЙ

5 — пять — ПЯТЫЙ

6 — шесть — ШЕСТОЙ

7 — семь — СЕДЬМОЙ

8 — восемь — ВОСЬМОЙ

9 — девять — ДЕВЯТЫЙ

10 — десять — ДЕСЯТЫЙ

Этап 4. Закрепление нового материала

Упражнение 1. Прочитайте и переведите предложения.

1. Я люблю ходить пешком. 2. В университет я обычно хожу пешком. 3. Университет находится напротив общежития. 4. Сегодня из университета я пойду в магазин. 5. Обычно из центра города я езжу в общежитие на метро. 6. Сегодня я ехал в общежитие на автобусе. 7. Обычно мы ездим из университета в центр на метро. 8. Вчера мы ехали из общежития в театр на троллейбусе. 9. Ездить на метро очень удобно. 10. Завтра я поеду в торговый центр «Гринвич» на метро.

Упражнение 2. Поставьте в нужную форму глаголы ИДТИ-ХОДИТЬ-ПОЙТИ

1. Сейчас я __________ музей. Вчера я _________ в театр. Завтра я ________ в зоопарк. 2. Вчера Анна __________ в магазин. Завтра она _________ на занятие. Сейчас Анна _________ в кино. 3. Вчера студенты ________ на площадь. Сейчас они _________ на лекцию. Завтра студенты ________ в кафе. 4. Куда вы ________ вчера? Куда вы ________ сейчас? Куда вы ________ завтра? 5. Вчера мы ________ в цирк. Сегодня мы ________ в парк. Завтра мы _________ на выставку. 6. Ты вчера _________ в кафе? Сейчас ты _________ в университет? Завтра ты снова __________ в кафе? 7. Сейчас она _________ в посольство. Вчера я тоже ________ в посольство. Завтра ты _________ в посольство? 8. Вчера с Анной мы __________ в Театр оперы и балета. Сегодня мы __________ в Музей истории Екатеринбурга. В следующем месяце мы __________ в Театр музыкальной комедии. 9. Вчера они не ________ на занятия. Сегодня они ________ в университет. Завтра они __________ на экскурсию по городу. 10. Ты вчера _________ на экзамен? Сегодня ты ________ в музей? Завтра ты __________ в университет?

Упражнение 3. Составьте по модели предложения с глаголами ИДТИ-ХОДИТЬ-ПОЙТИ и с наречиями СЕЙЧАС, ПОТОМ

Модель: Я — университет, общежитие: Сейчас я иду в университет. Потом я пойду в общежитие. 

1. Антон — магазин, кино. 2. Алла — площадь, театр. 3. Студенты — кафе, общежитие. 4. Мы — краеведческий музей, парк. 5. Вы — цирк, зоопарк. 6. Ольга и Андрей — зачет, экзамен. 6. Я — аудитория, деканат. 7. Мой друг — улица, посольство.

Упражнение 4. Используйте в нужной форме глаголы ЕХАТЬ-ЕЗДИТЬ-ПОЕХАТЬ

1. Вчера я _________ на ж/д вокзал. Сейчас я _________ с занятий. Завтра я _________ в центр города. 2. Вчера ты _________ на площадь 1905 года. Сейчас ты _________ в кино. Завтра ты __________ в парк. 3. Сейчас мы ________ в университет. Потом мы _________ на экскурсию на Ганину яму. 4. В октябре они ________ в Сочи. В декабре они __________ в Санкт-Петербург. 5. Вчера Анна _________ в аэропорт. Сейчас Анна _________ на лекцию в университет. Завтра она ________ на Южный автовокзал. 6. Вчера вы _________ в Театр драмы? Сейчас из банка вы ________ в общежитие Завтра вы ________ в Музей природы? 7. Раньше мои друзья __________ в Москву. Сейчас они _________ в Казань. Потом они _________ в Москву. 8. Куда вы __________ после занятий? Мы ________ гулять в центр города. 9. Куда вы ________ во время зимних каникул? Куда вы ________ во время летних каникул? 10. Вчера Пётр и Александр ________ на вокзал за билетом. Сейчас они ________ в посольство. Завтра они _________ на поезде в Пекин.

Упражнение 5. Прочитайте диалоги, обратите внимание на выделенные конструкции, ответьте на вопросы

A.

– Я новый студент. Я не знаю, как добраться от университета до центра города. А вы знаете?

– Да, я знаю. Я живу здесь уже месяц. От университета до центра города удобно добираться на метро. Куда ты хочешь пойти в центре города? – Я хочу посмотреть Площадь 1905 года.

– Тогда тебе нужно доехать до станции Площадь 1905 года. Внизу в метро сначала налево, а потом направо. Мы можем поехать вместе.

– Хорошо. Спасибо!

На чём удобно добраться от университета до центра города?
Б

– Привет, Андрей. Сегодня я не видел тебя в трамвае. На чём ты ездил в магазин «Окей»?

– Сегодня я не ездил на транспорте. Я ходил пешком. Магазин «Окей» находится близко от университета и общежития.

– Да, я тоже люблю ходить пешком. В следующий раз мы пойдем вместе.

– Хорошо, договорились.

На чём удобно ездить из университета?

Упражнение 6. Читайте вопросы и отвечайте на них.

1. Из университета вы ездите домой на троллейбусе? 2. Вы ехали вчера из университета на трамвае? 3. Вы часто ходите из университета домой пешком? 4. Вы часто ездите из центра Екатеринбурга в общежитие на метро? 5. На чём вы обычно ездите из университета домой? 6. На чём вы ехали домой из университета вчера? 7. На чём вы обычно ездите из университета в центр? 8. На чём вам ездить удобно? 9. Какой ваш любимый вид транспорта? 10. Вы часто ездите на такси?

Упражнение 7. Прочитайте диалоги и ответьте на вопросы.

A

– Что ты будешь делать после занятий?

-Я ещё не знаю. Сначала пойду обедать куда-нибудь. А ты?

– Я тоже хочу пообедать где-нибудь. А потом что ты будешь делать?

– Потом пойду сначала в книжный магазин, а потом в кино. Хочешь, пойдём вместе?

– Отлично! Пойдём!

Что они будут делать после занятий?

Б

– Завтра воскресенье. Что ты будешь делать?

– Я ещё не знаю. Сначала я поеду в центр города. А ты?

– Я тоже хочу поехать в центр. А потом что ты будешь делать?

– Потом, может быть, пойду в музей. Хочешь, поедем вместе?

– Отлично, поедем!

– Договорились!

Что они будут делать в воскресенье?

В.

Работа в парах: составьте такие же диалоги. Спросите друг друга, кто что будет делать сегодня после занятий, завтра вечером, в субботу. Что ты будешь делать сегодня после занятий? Что ты хочешь делать завтра вечером? Какие у тебя планы на субботу?

Упражнение 8. Образуйте порядковые числительные.

11 — одиннадцать —

12 — двенадцать —

13 — тринадцать —

14 — четырнадцать —

15 — пятнадцать —

16 — шестнадцать —

17 — семнадцать—

18 — восемнадцать —

19 — девятнадцать —

20 — двадцать —

30 — тридцать —

40 — сорок —

50 — пятьдесят —

60 — шестьдесят —

70 — семьдесят —

80 — восемьдесят —

90 — девяносто –

100-сто –

Упражнение 9. Поставьте данные порядковые числительные в форму предложного падежа по модели.

Модель: первый — на первОМ трамвае первая — на первОЙ маршрутке

13,50,19, 25, 11, 42, 78,18,22,5,24,53, 98, 15, 40, 16,97,14, 3, 12, 4, 20.

Упражнение 10. Читайте вопросы и отвечайте на них, используя порядковые числительные.

1. На каком трамвае или троллейбусе можно доехать до Театра оперы и балета? 2. На каком троллейбусе вы поедете в торговый центр «Ашан»? 3. На какой маршрутке или на каком автобусе можно доехать в центр города? 4. На каком трамвае можно поехать в магазин «Окей»? 5. На каком троллейбусе можно поехать в кинотеатр «Колизей» от университета?

Упражнение 11. а) Прочитайте текст.

Сегодня после занятий в университете я сначала пошёл в общежитие и пообедал. После обеда я поехал в центр города. Обычно я езжу в центр города на метро. Сегодня я поехал в центр на 22 трамвае. В центре я сначала пошёл в книжный магазин и купил карту города. На карте есть все улицы, проспекты и бульвары Екатеринбурга. Ещё на карте есть схема движения городского транспорта: метро, трамваев, автобусов, троллейбусов. Также я увидел на карте главные культурные места города: музеи, театры, кинотеатры. Я люблю ходить в Театр оперы и балета и в Театр музыкальной комедии. А мой друг часто ходит в Музей истории Екатеринбурга и Краеведческий музей. Когда мы вместе ездим за покупками в «Гринвич», всегда потом ходим в кино. После этого я пошёл гулять. Я ходил по улицам и смотрел на людей. Я заходил в магазины и смотрел, что там можно купить. Я долго гулял, и поэтому мне надо было поесть. Я пошёл в кафе «Вилкаложка». Оно недорогое и находится недалеко от метро. Там я выпил кофе и съел мороженое. Я очень устал, поэтому после кафе я поехал домой. Я ехал домой на метро.

б) Ответьте на вопросы по тексту: 1. Куда он сначала пошёл после занятий в университете? 2. Куда он поехал после обеда? 3. На чём он обычно ездит в центр города? 4. На чём он поехал в центр сегодня? 5. Что он сначала сделал в центре? 6. Какой транспорт называется городским? 7. Какие главные культурные места города он увидел на карте? 8. Какие театры он любит? 9. Куда любит ходить его друг? 10. Куда они с другом ездят за покупками? 11. Что он делал после того, как купил карту города? 12. Почему после кафе он поехал домой?

в) Расскажите, что вы делали вчера после занятий в университете. Используйте лексику: сначала, потом, после, идти, ехать.

Этап 5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *