Хочу вам рассказать о том, чем очень часто пользуются учителя иностранных языков, реже учителя истории и географии, но почти совсем никогда учителя русского языка.
Lap book – записная книжка, многослойная книга, откидная книжка или книга с жалюзи – это тип однопредметной книги, созданной студентом, как правило, в качестве дополнения к учебной программе.
Готовый лэпбук можно приобрести. Например, на сайте Lapbook
Взять и работать с готовой книгой – это, конечно, полезно, но вот создать её самим – это интересно и увлекательно. Опять же, языковая практика и повторение изученных тем.
С чего начать?
Определитесь, какой объём информации вы бы хотели внести в свою книгу:
- Разобрать одну из грамматических тем.
- Систематизировать группу орфографических правил.
- Систематизировать теорию о частях речи.
- Описать один из языковых разделов.
- Собрать в одном месте темы, изучаемые на определённом этапе.
Нашей целью с учениками было создать книгу, в которой будут собраны правила, изучаемые в этом году.
Сразу скажу, мы ещё не закончили. Но добрую половину уже заполнили.
В каком виде представить?
Особенность лэпбука в том, что это не столько учебник, сколько «шпаргалка». Нужная информация подаётся кратно, но очень чётко и по сути.
Например, если нас интересует синтаксис и наша задача систематизировать знаки препинания при однородных членах предложения, то нет смысле переписывать в лэпбук Д. Розентала. Достаточно составить схему и представить предложения.
Помните, больше наглядности, меньше слов.
Если мы говорим об орфографии, принцип тот же. Наглядность грамматических правил – очень важный фактор для быстрого и правильного понимания норм языка. Не бойтесь применять юмор и “играть со словами”.
Какой формат выбрать?
Очень хотелось сделать большую книгу, поэтому начали собирать наши правила в формате А1, свернув лист «пополам».
Самый хороший формат, на мой взгляд, не должен, быть больше А4, так как его будет проще переносить из школы домой и обратно.
Совсем необязательно сворачивать книгу в прямоугольник. Сделайте красивый полукруг или треугольник. Или «закройте» свой лэпбук самым неожиданным образом.
Если у вас нет листов большого формата, начните собирать на обычном печатном листе А4, а затем склейте их между собой.
Что именно у вас будет?
Если спряжения глаголов, то
- картинка для первого спряжения
- картинка для второго спряжения,
- гармошка для глаголов с чередованиями,
- карман для неправильных глаголов,
- карман для глаголов исключений – в итоге получается 6-7 позиций для отображения в книге.
Не пытайтесь всё сделать сами. Да, скорее всего, у детей не будет очень аккуратно, не получится прямо и ровно, но зато это будет их личный труд, в который они вложат силы, пусть даже это будет неровно приклеенный кармашек.
Собирать лэпбук надо ВМЕСТЕ. Как?
- Вместе решаем, как именно будет выглядеть наша книга.
- Сворачиваем и подписываем.
- Начинаем заполнять книгу изнутри.
- Каждое орфографическое правило, вклеивая в книгу, поясняем рисунком.
Например, правило о безударных главных улеглось у нас в предложение «Бежала лиса через леса». Кроме собственно безударной гласной в корне, мы обыграли и омофоны лиса и леса, что особенно важно при работе с билингвами вне русскоязычной среды. Тоже самое у нас получилось и с парными согласными с слабой позиции: «Вот луг. На лугу растёт лук».
Посмотреть видео – https://www.instagram.com/p/BoKIhkIli2G/
Для морфем мы использовали конверт-карман. В него сложили морфемы, с помощью которых дети могут составлять новые слова, или изменять данные.
Кроме того, вы всегда можете придумать свой способ «прикрепления» материала к книге:
– открытка-гармошка
– конверт
– цветок с лепестками-терминами
– открывающийся и закрывающийся цветок
– окошко со ставнями
– письмо
– секретная дверь
– и всё что захочется вам и вашим ученикам.
Если не уверены в том, что сможете контролировать фантазию своих учеников, то продумайте заранее план и содержание книги, а затем подсказывайте, что и как лучше сделать. Но ни в коем случае не навязывайте. Пусть дети чувствуют, что их мнение важно для вас.
Как работать с лэпбуком?
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Поскольку лэпбук – это всё-таки «большая шпаргалка», то и обращаться с ним нужно как со шпаргалкой.
- Пользуйтесь книгой для того, чтобы быстро найти и повторить правило, вспомнить часть речи или понять роль слова как члена предложения, если наша книга по русскому языку.
- Информацию в книгу собирают ученики, а это значит, что они повторяют то, что учат, систематизируют и, если повезёт, узнают ещё что-нибудь интересное самостоятельно.
- Лэпбук может быть и групповой работой. Работая в группе, учащиеся обычно начинают активно общаться и лучше понимать друг друга, что ведет к улучшению психологического климата в классе.
- Кроме того, собирая группы по принципу слабый ученик – сильный ученик, мы не только подтягиваем успеваемость в классе: мы учим детей помогать и подсказывать одноклассникам с одной стороны, а с другой – не бояться спрашивать и просить о помощи.
Вывод: Попробуйте составить свою учебную книгу, это очень интересно! И, конечно, поделитесь с нами своим результатом на страницах Eduneo в соцсетях
Другие статьи автора
Статьи по теме
- Лэпбук: закрепляем пройденный материал
- Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе
- Технология укрупнения дидактических единиц на уроках русского языка
- Как создать интеллект-карту на занятиях естественнонаучного, специального и гуманитарного циклов
- Педагогический сторителлинг: конструируем задания по химии в вузе
- Тренинг “Эффективное общение” (часть 2)