Лэпбук для учителя русского языка

Aвтор материала: Ольга Хвесько -
Руководитель ассоциации Pappagallino multilingue (Многоязычный попугайчик), занимающейся развитием детского мультилингвизма, учитель русского языка и литературы.
Эксперт: методика преподавания русского языка, билингвизм, многоязычие, лингвистика
Проект автора: Pappagallino multilingue

Хочу вам рассказать о том, чем очень часто пользуются учителя иностранных языков, реже учителя истории и географии, но почти совсем никогда учителя русского языка.

Lap book – записная книжка, многослойная книга, откидная книжка или книга с жалюзи – это тип однопредметной книги, созданной студентом, как правило, в качестве дополнения к учебной программе.

 

 

Готовый лэпбук можно приобрести. Например, на сайте Lapbook

Взять и работать с готовой книгой – это, конечно, полезно, но вот создать её самим – это интересно и увлекательно. Опять же, языковая практика и повторение изученных тем.

С чего начать?

Определитесь, какой объём информации вы бы хотели внести в свою книгу:

  • Разобрать одну из грамматических тем.
  • Систематизировать группу орфографических правил.
  • Систематизировать теорию о частях речи.
  • Описать один из языковых разделов.
  • Собрать в одном месте темы, изучаемые на определённом этапе.

Нашей целью с учениками было создать  книгу, в которой будут собраны правила, изучаемые  в этом году.

Сразу скажу, мы ещё не закончили. Но добрую половину уже заполнили.

В каком виде представить?

Особенность лэпбука в том, что это не столько учебник, сколько «шпаргалка». Нужная информация подаётся кратно, но очень чётко и по сути.

Например, если нас интересует синтаксис и наша задача систематизировать знаки препинания при однородных членах предложения, то нет смысле переписывать в лэпбук Д. Розентала. Достаточно составить схему и представить предложения.

Помните, больше наглядности, меньше слов.

Если мы говорим об орфографии, принцип тот же. Наглядность грамматических правил – очень важный фактор для быстрого и правильного понимания норм языка. Не бойтесь применять юмор и “играть со словами”.

Какой формат выбрать?

Очень хотелось сделать большую книгу, поэтому начали собирать наши правила в формате А1, свернув лист «пополам».

 

Самый хороший формат, на мой взгляд, не должен, быть  больше А4, так как его будет проще переносить из школы домой и обратно.  

Совсем необязательно сворачивать книгу в прямоугольник. Сделайте красивый полукруг или треугольник. Или «закройте» свой лэпбук самым неожиданным образом.

Если у вас нет листов большого формата, начните собирать на обычном печатном листе А4, а затем склейте их между собой.

Что именно у вас будет?

Если спряжения глаголов, то

  • картинка для первого спряжения
  • картинка для второго спряжения,
  • гармошка для глаголов с чередованиями,
  • карман для неправильных глаголов,
  • карман для глаголов исключений – в итоге получается 6-7 позиций для отображения в книге.

Не пытайтесь всё сделать сами. Да, скорее всего, у детей не будет очень аккуратно, не получится прямо и ровно, но зато это будет их личный труд, в который они вложат силы, пусть даже это будет неровно приклеенный кармашек.

Собирать лэпбук надо ВМЕСТЕ. Как?

  • Вместе решаем, как именно будет выглядеть наша книга.
  • Сворачиваем и подписываем.

  • Начинаем заполнять книгу изнутри.
  • Каждое орфографическое правило, вклеивая в книгу, поясняем рисунком.

Например, правило о безударных главных улеглось у нас в предложение «Бежала лиса через леса».  Кроме собственно безударной гласной в корне,  мы обыграли и омофоны лиса и леса, что особенно важно при работе с билингвами вне русскоязычной среды. Тоже самое у нас получилось и с парными согласными с слабой позиции: «Вот луг. На лугу растёт лук».

Посмотреть видео – https://www.instagram.com/p/BoKIhkIli2G/

Для морфем мы использовали конверт-карман. В него сложили морфемы, с помощью которых дети могут составлять новые слова, или изменять данные.

 

Кроме того, вы всегда можете придумать свой способ «прикрепления» материала к книге:

– открытка-гармошка

– конверт

– цветок с лепестками-терминами

– открывающийся и закрывающийся цветок

– окошко со ставнями

– письмо

– секретная дверь

–  и всё что захочется вам и вашим ученикам.

Если не уверены в том, что сможете контролировать фантазию своих учеников, то продумайте заранее  план и содержание книги, а затем подсказывайте, что и как лучше сделать. Но ни в коем случае не навязывайте. Пусть дети чувствуют, что их мнение важно для вас.

Как работать с лэпбуком?

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Поскольку лэпбук – это всё-таки «большая шпаргалка», то и обращаться с ним нужно как со шпаргалкой.

  • Пользуйтесь книгой для того, чтобы быстро найти и повторить правило, вспомнить часть речи или понять роль слова как члена предложения, если наша книга по русскому языку.
  • Информацию в книгу собирают ученики, а это значит, что они повторяют то, что учат, систематизируют и, если повезёт, узнают ещё что-нибудь интересное самостоятельно.
  • Лэпбук может быть и  групповой работой. Работая в группе, учащиеся обычно начинают активно общаться и лучше понимать друг друга, что ведет к улучшению психологического климата в классе.
  • Кроме того, собирая группы по принципу слабый ученик – сильный ученик, мы не только подтягиваем успеваемость в классе: мы учим детей помогать и подсказывать одноклассникам с одной стороны, а с другой – не бояться спрашивать и просить о  помощи.

 

Вывод: Попробуйте составить свою учебную книгу, это очень интересно! И, конечно, поделитесь с нами своим результатом на страницах Eduneo в соцсетях

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *