Преподавание лексики на начальном этапе изучения русского языка как иностранного (Тема: Моя национальность)

кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики, межкультурной коммуникации и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Данная статья продолжает серию публикаций, посвященных опыту преподавания лексики в аспекте изучения русского языка как иностранного (РКИ) (элементарный уровень) студентам из Китая.

Представленное занятие имеет следующую структуру:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания по теме «Я и моя семья».

3. Введение тематического минимума и употребительных грамматических конструкций по теме (на данном этапе возможно использование языка посредника).

4. Введение грамматического материала, необходимого для освоения темы (грамматический минимум) (на данном этапе возможно использование языка-посредника).

5. Проверка понимания новых слов (язык посредник / чтение текста и ответы на вопросы).

6. Первичное закрепление материала: задания в устной форме на основе готовых текстов и диалогов.

7. Дальнейшее закрепление изученного материала посредством реализации четырех видов речевой деятельности: говорения, чтения, слушания, письма. Работа над монологической и диалогической речью.

8. Подведение итогов занятия.

9. Домашнее задание.

Занятие по теме «Моя национальность» (2 часа)

Цель занятия — научить студентов, изучающих русский язык как иностранный, использовать в своей устной и письменной речевой практике лексику на заданную тему: создавать связный текст по теме «Моя национальность» (10-15 предложений) и принимать участие в простых диалогах (не более 12 реплик).

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с лексикой по теме «Моя национальность», а также ввести основные грамматические конструкции по теме (на усмотрение преподавателя можно использовать язык-посредник или родной язык слушателей при условии владения им педагогом; работа со словарем).
  • Изучить правила использования глагола ЖИТЬ и прилагательных по теме, повторить особенности употребления форм мужского, женского и среднего рода имен прилагательных (грамматический минимум).
  • Проверить понимание новых слов и грамматических конструкций.
  • Закрепить лексический материал путем многократного повторения новых слов в различных коммуникативных ситуациях (7-10 повторений).
  • Научить студентов использовать новую лексику в рассказе о своей национальности, а также в простых диалогах по теме.

Ход занятия:

Этап 1. Организационный момент. Приветствие. Запись даты и темы занятия на доске. Проверка готовности к занятию.

Этап 2. Проверка домашнего задания по теме «Я и моя семья».

Этап 3. Изучение нового материала.

Все новые слова, представленные в раздаточном материале студентов, преподаватель записывает на доске, читает, четко артикулируя, студенты вместе повторяют слова за преподавателем. При необходимости делается транскрипция слов. На усмотрение преподавателя для объяснения значения слов можно использовать язык-посредник, родной язык слушателей, словарь.

Немного грамматики:

Этап 4. Закрепление нового материала.

Задание 1. Составьте по модели сочетания с глаголом ЖИТЬ. Обратите внимание на формы названий стран.

Модель: Я живу в (РоссИЯ) — Я живу в РоссИИ. Она живёт в (КитаЙ) — Она живёт в КитаЕ.

Раньше они жили в (ЯпонИЯ), сейчас живут во (ФранцИЯ). Мария и Пётр живут в (ИталИЯ). Мои родители живут в (АнглИЯ). Раньше я жил в (МонголИЯ), сейчас я живу в (АмерикА). Наташа живёт в (ИрландИЯ), а её родители живут в (КанадА). Он будет жить в (НорвегИЯ). Мы никогда не жили в (ШвецИЯ).

Задание 2. Поставьте глагол ЖИТЬ в нужную форму.

Сейчас я … в Екатеринбурге. Раньше я … в Пекине. Где сейчас … Фёдор? А где раньше … твои родители? Раньше мы … во Вьетнаме. Сейчас моя семья … во Франции. Где раньше … Алиса? Где вы сейчас … ? Где сейчас … они?

Задание 3. Поставьте прилагательное в нужную форму.

Модель: красив… город — красивЫЙ

город Больш… улица, маленк… город, красив… англичанка, родн… страна, русск… еда, современн… автомобиль, старинн… центр, культурн… столица, промышленн… район, нов… банк, больш… университет, китайск… виза.

Задание 4. А. Прочитайте название стран. Посмотрите, какие формы прилагательных (какой?) и наречий (как?) образуются от этих названий

Россия — русский — по-русски. Китай — китайский — по-китайски. Америка — американский — по-американски. Япония — японский — по-японски. Корея — корейский — по-корейски. Вьетнам — вьетнамский — по-вьетнамски. Германия — немецкий — по-немецки. Монголия — монгольский — по-монгольски.

Б. Образуйте прилагательные (какой) и наречия (как?) от названий стран

Англия —

Италия —

Франция —

Португалия —

Бразилия —

Швеция –

Испания —

Норвегия —

Украина —

Грузия —

Индия —

В. Скажите, какой язык Ваш родной? На каком иностранном языке Вы говорите?

Модель: Мой родной язык (Китай). Ещё я говорю (Франция). — Мой родной язык китайский. Ещё я говорю по-французски

Мой родной язык (Америка). Ещё я говорю (Италия). Мой родной язык (Испания). Ещё я говорю (Россия). Мой родной язык (Германия). Ещё я говорю (Англия). Мой родной язык (Вьетнам). Ещё я говорю (Корея). Мой родной язык (Япония). Ещё я говорю (Франция). Мой родной язык (Франция). Ещё я говорю (Испания). Мой родной язык (Россия). Ещё я говорю (Китай).

Задание 5. Назовите национальности жителей разных стран.

Модель: Андрей живёт в России. Он русский.

Питер живёт в Англии. Он … .

Пан Хао живёт в Китае. Он … .

Кэрри живёт в Америке. Она … .

Они живут в Германии. Они … .

Анна живёт в России. Она … .

Алика живёт в Монголии. Она … .

Френсис и Джилли живут в Италии. Они … .

Джон живёт в Канаде. Он … .

Аргус живёт в Норвегии. Он … .

Задание 6. Ответьте на вопросы по моделям.

Модель 1: Ты приехал из Китая? – Да, я приехал из Китая. – Нет, я приехал из Англии

Он приехал из России? Они приехали из Италии? Она приехала из Берлина? Они приехали из Пекина? Он приехал из Америки? Она приехала из Франции? Вы приехали из Екатеринбурга? Ты приехала из Туркмении? Он приехал из Швеции?

Модель 2: Твой друг русский? – Да, он русский. – Нет, он украинец

Ты китаец? Он американец? Фридрих француз? Она монголка? Они немцы? Вы итальянцы? Она кореянка? Он англичанин? Ты японец? Она канадка? Они русские?

Модель 3: Это новая улица? – Да, это новая улица. – Нет, это не новая улица

Это большой город? Это промышленный центр? Это культурная столица? Это современный университет? Это старинное здание? Это старые часы? Это большая страна? Это старая улица? Это родной человек? Это новое кафе?

Задание 7. Поставьте местоимения в нужную форму.

Модель: (Он) родной город Екатеринбург. — Его родной город Екатеринбург.

(Я) родной город Пекин. (Ты) родной город Санкт-Петербург? (Они) родной город Москва? (Он) родной город Далянь? (Она) родной город НьюЙорк? (Вы) родной город Сочи?

Задание 8. А. Прочитайте текст.

Здравствуйте! Меня зовут Пан Хао. Я китаец. Мой родной город Пекин. Раньше я жил и учился в Китае. Сейчас я живу и учусь в России в Екатеринбурге. Это город в Свердловской области. Я учусь говорить по-русски. Это очень трудно. Мой родной язык китайский. Русский и китайский языки разные.  Познакомьтесь, это мой друг Джек. Он американец. Он приехал из города Сиэтл. Он тоже изучает русский язык. Ещё мы с ним говорим по-английски. У нас есть русский друг Антон. Екатеринбург не его родной город. Он приехал из Хабаровска. Он помогает мне и Джеку учить русский язык. Конечно, Антон говорит по-русски отлично.

Б. Ответьте на вопросы.

  • Откуда приехал Пан Хао?
  • Какой его родной язык?
  • Как называется его родной город?
  • Кто Пан Хао по национальности?
  • Где он учится сейчас?
  • Какой иностранный язык изучает Пан Хао?
  • Как зовут друга Пан Хао из Америки?
  • Как называется родной город Джека?
  • Екатеринбург — это родной город Антона?
  • На каком языке Антон говорит отлично?

 

В. Составьте по плану небольшой текст о себе.

1. Где Вы жили раньше? 2. Где Вы живёте и учитесь сейчас? 3. Кто Вы по национальности? 4. Какой у Вас родной язык? 5. Кто по национальности Ваши родители? 6. Какой иностранный язык Вы учите? 7. Какой иностранный язык Вы учили в школе? 8. Какой иностранный язык Вы хотите изучать ещё?

Задание 10. Прочитайте диалоги. А.

– Здравствуйте! Давайте познакомимся. Меня зовут Александр. Я русский. – Приятно познакомиться! Меня зовут Чжан Хунлэй. – Откуда Вы приехали? – Я приехал из города Далянь. Это в Китае. Я китаец. – Как здОрово! А мой родной город Екатеринбург.

Б.

– Познакомьтесь, это Мари. Она француженка. – Здравствуйте, Мари. Я Франц. Я приехал из Германии. – Приятно познакомиться, Франц. Мой родной город Париж. Там живут мои родители. Раньше я тоже жила и училась в Париже. Сейчас я живу и учусь в Москве. – Мари, Вы говорите по-русски? – Пока очень плохо, я учу русский язык две недели. Но я знаю английский. – Хорошо. Давайте будем говорить по-английски.

В.

– Андрей, привет! – Привет, Анна. Как твои дела? – Всё хорошо, спасибо. Знаю, ты будешь жить и учиться в Германии? – Да, я всегда хотел хорошо говорить понемецки. Мой дедушка немец по национальности. – Это так интересно! А я сейчас учу китайский язык. Он очень трудный. Хочу поехать жить и учиться в Харбинский университет. – Я слышал, что это один из старых и больших университетов в мире. – Да, это так. А где ты будешь учиться и жить в Германии? – В Берлине.

Задание 11. Работа в парах. Спросите друг у друга:

Откуда ты приехал? Как называется твой родной город? Кто ты по национальности? Какой у тебя родной язык? Где ты сейчас живёшь? Какой иностранный язык учишь? В какую страну ты хочешь поехать? В какой стране ты хочешь жить? Какой ещё иностранный язык ты хочешь изучать?

5. Подведение итогов занятия.

6. Домашнее задание

1. Учить все новые слова и грамматические конструкции по теме. 2. Составить по плану текст об иностранном студенте из Вашей группы: Как зовут Вашего одногруппника? Где он жил раньше? Где он живёт и учится сейчас? Кто он по национальности? Какой у него родной язык? Кто по национальности его родители? Какой иностранный язык он учит? Какой иностранный язык он изучал в школе? Какой иностранный язык он хочет изучать ещё?

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *