Преподавание лексики на начальном этапе изучения русского языка как иностранного (Тема: “Я и моя семья”)

кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики, межкультурной коммуникации и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).
Эксперт: методика преподавания РКИ, лингвистика, педагогика

Каждый преподаватель РКИ знает, что практически не существует универсального учебника, который был бы ориентирован на любого изучающего русский язык как неродной и отвечал всем требованиям определенного педагога.

Мои материалы рассчитаны на студентов из Китая, изучающих русский язык на элементарном уровне.

Стоит оговориться, что объем аудиторных часов, рассчитанных на раздел «Лексика русского языка», ограничен и составляет 46 часов, поэтому новая лексика вводится в интенсивном режиме — около 50 новых слов по каждой теме.

Занятие по теме «Я и моя семья» (1 час 30 минут)

Цель занятия — научить студентов, изучающих русский язык как иностранный, использовать в своей речи лексику на заданную тему: создавать связный текст по теме «Я и моя семья» (10-15 предложений) и принимать участие в простых диалогах (6-8 реплик).

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с лексикой по теме «Моя семья»: родственные связи, возраст, профессии (на усмотрение преподавателя можно использовать язык-посредник или родной язык слушателей при условии владения им педагогом; работа со словарем).

2. Рассказать о правилах склонения притяжательного местоимения МОЙ (грамматический минимум).

3. Проверить понимание новых слов.

4. Закрепить лексический материал путем многократного повторения новых слов в коммуникативных ситуациях (7-10 повторений).

5. Научить студентов использовать новую лексику в рассказе о себе и своей семье.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие. Запись даты и темы занятия на доске. Проверка готовности к занятию.

Изучение и закрепление нового материала

Лексика по теме вводится частями, после каждой части — первичное закрепление материала.

Все новые слова, представленные в раздаточном материале студентов, преподаватель записывает на доске, читает, четко артикулируя, студенты вместе повторяют слова за преподавателем.

При необходимости делается транскрипция слов. На усмотрение преподавателя для объяснения значения слов можно использовать язык-посредник, родной язык слушателей, словарь.

!!! Немного грамматики: местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ

Например:

Мою маму зовут… Моего папу зовут… Моего дедушку зовут… Мою бабушку зовут… Мои бабушка и дедушка живут в Китае. Моё имя Чжан Хунлэй

Задание 1. Прочитайте предложения (первый раз читает преподаватель).

1) Меня зовут Наташа Петрова. В нашей семье три человека. Я, мама и папа. Мою маму зовут Светлана Ивановна. Моего папу зовут Андрей Николаевич. У меня нет брата и сестры. У меня нет бабушки и дедушки.
2) Меня зовут Иван Смирнов. Моя семья большая и дружная: я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра. Мою маму зовут Ирина Александровна. Моего папу зовут Максим Петрович. Мою бабушку зовут Галина Николаевна. Моего дедушку зовут Пётр Васильевич. Моего старшего брата зовут Антон. Мою младшую сестру зовут Катя.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1) Как зовут ваших родителей? 2) У вас есть бабушка? Как её зовут? 3) У вас есть дедушка? Как его зовут? 4) У вас есть брат или сестра? Как их зовут? 5) У вас есть тётя? Как её зовут? 6) У вас есть дядя? Как его зовут?  7) У вас есть двоюродные брат и сестра? 8) У вас есть домашние животные.

Задание 3. Прочитайте диалоги.

1) – Мне 18 лет. А сколько лет тебе?

– А мне 19 лет.

2) – Мне 23 года, а моей старшей сестре 28 лет. У тебя есть сестра?

– Нет. У меня нет сестры. У меня есть младший брат.

– Сколько ему лет?

– Ему 10 лет, а мне 16 лет.

Задание 4. Прочитайте предложения и вставьте слова: год / года / лет.

1) Мне 22 ________ .

2) Моей маме 48 ________ .

3) Моему папе 50 __________.

4) Моей младшей сестре 18 __________ .

5) Моему старшему брату 24 __________.

6) Моей бабушке 70 ___________.

7) Моему дедушке 71___________.

8) Моей тёте 43 ___________.

9) Моему дяде 45__________.

10) У меня есть собака. Её зовут Шарик. Моей собаке 7 _________ .

Задание 5. Вставьте слова МОЙ, МОЯ, ГОД, ЛЕТ, ГОД.

Например: Моему брату 19 лет. ______________папе 47____________. ______________маме 43____________. ______________двоюродной сестре 23____________. ______________двоюродному брату 24___________.
______________дочери 5___________. ______________сыну 3 ____________. ______________кошке 8___________.

 

Задание 6. Прочитайте предложения.

1. Я школьник, \ и она школьница. 2. Он повар, \ и она повар. 3. Мой папа — врач, \ и мама — врач.

1. Я школьник, \ а моя сестра — студентка. 2. Мой папа музыкант, \ а мама — переводчик. 3. Его отец — бизнесмен, \ а мать — домохозяйка.

Задание 7. Прочитайте вопросы и ответьте на них по модели.

Модель:

— Твой друг студент?

— Да, \ я студентка, \ и мой друг — студент.

— Твой друг музыкант?

— Нет, \ я музыкант, \ а мой друг — переводчик.

1. Твой брат — школьник? 2. Его друг — врач? 3. Её мама — повар? 4. Ваша сестра — учитель? 5. Ваш друг Сергей — водитель? 6. Твоя подруга Нина — продавец? 7. Их мама — домохозяйка?

Задание 8. Скажите, кто по профессии ваши мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сестры, кто по профессии ваши друзья и знакомые. Используйте союзы И или А.

3. Комплексное закрепление нового материала

После введения новых слов по теме и первичного закрепления материала студентам предлагается работа с текстом. Данный вид деятельности позволяет углубить представления студентов о значении новых слов и их использовании в контексте, а в дальнейшем — перейти к созданию обучающимися собственного текста по теме и использованию изученной лексики в различных коммуникативных ситуациях.

При работе с данным текстом можно использовать презентацию «Моя семья» с фотографиями членов семьи, упоминаемых в тексте.

Задание 9. Прочитайте текст (первый раз читает преподаватель).

Давайте познакомимся. Меня зовут Фёдор. Мне 21 год. Я — музыкант. У меня большая и дружная семья. Мои родители — Анна Михайловна и Пётр Сергеевич. Мой отец — врач. Он работает в больнице. Моему папе 49 лет. Моя мама не работает. Она домохозяйка. Маме 47 лет. У меня есть две сестры — старшая и младшая. Мою старшую сестру зовут Алиса. Она уже не студентка. Ей 24 года. Алиса работает архитектором. Мою младшую сестру зовут Софья. Софье 19 лет. Она студентка. Она учится в Уральском государственном педагогическом университете. Софья не замужем. Моя старшая сестра Алиса замужем. Её мужа зовут Иван. Ивану 28 лет. Иван тоже архитектор. Алиса и Иван работают вместе. Ещё у меня есть бабушка и дедушка. Они пенсионеры. У моей мамы есть сестра Наталья. Это моя тётя. У тёти Наташи есть сын и дочь. Это мои двоюродные брат и сестра. В нашей семье есть кот. Его зовут Мурзик. Ему уже 10 лет. Мы все его очень любим.

Ответьте на вопросы:

1) Как зовут отца Фёдора? Сколько ему лет? Кто он? Где он работает?

2) Как зовут маму Фёдора? Сколько ей лет? Кто она? Где она работает?

3) Сколько сестёр у Фёдора?

4) Как зовут старшую сестру? Сколько ей лет? Кто она?

5) Как зовут мужа Алисы? Сколько ему лет? Кто он?

6) Как зовут младшую сестру Фёдора? Сколько ей лет? Кто она? Где она учится?

7) Кто бабушка и дедушка Фёдора?

8) Наталья — это сестра мамы или папы Фёдора?

9) Как называются дети тёти Фёдора?

10) Кто ещё есть в семье Фёдора?

4. Подведение итогов.

Если позволяет время, то в конце занятия преподаватель вместе со студентами ещё раз вслух читает слова, вызвавшие особые затруднения при произношении, слушатели повторяют. Педагог отвечает на вопросы обучающихся, определяет перспективы на следующее занятие, благодарит за внимание.

5. Домашнее задание

1. Учить ВСЕ новые слова по теме.

2. Прочитайте текст.

Познакомьтесь, это семья Александра. Александр — музыкант. Его родители — Пётр и Анна. Его отец — журналист. Он работает на телевидении. Его мама не работает. Она домохозяйка. У него две сестры — старшая и младшая. Его старшую сестру зовут Ирина. Она уже не студентка. Его младшую сестру зовут Мария. Она студентка. Она учится в университете в Екатеринбурге. Мария не замужем. Ещё у него есть старший брат. Его зовут Иван. Он работает в большой фирме. Он служащий. Иван не женат. Старшая сестра Александра Ирина замужем.
Её мужа зовут Виктор. Они женаты уже три года. Раньше Ирина работала в школе. Она учительница. Сейчас Ирина не работает, потому что у них недавно родился ребёнок.

Ответьте на вопросы:

1) Как зовут отца Александра? Где он работает? 2) Как зовут маму Александра? Кто она? 3) Как зовут старшую сестру Александра? Чем она занимается? 4) Как зовут младшую сестру Александра? Кто она? 5) Как зовут старшего брата Александра? Чем она занимается? 6) Кто замужем, Ирина или Мария? 7) Кто муж сестры Александра? 8) Почему старшая сестра Александра не работает?

3. Напишите текст на тему «Я и моя семья» (10-15 предложений).

1) Как Вас зовут? Кто Вы? Сколько Вам лет? 2) Как зовут Ваших родителей? Сколько им лет? Кто они? 3) У Вас есть братья и сёстры? Сколько им лет? Кто они? 4) У Вас есть бабушка и дедушка? Сколько им лет? Кто они? 5) У Вас есть тётя и дядя? Сколько им лет? Кто они? 6) У Вас есть двоюродные братья и сёстры? Кто они? 7) У Вас есть домашние животные?

Данное занятие по теме «Я и моя семья» предваряет занятие по теме «О себе: образование».

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *